#трагедия

Невыученные уроки «Курска»

11.12.2017 | Борис Кузнецов*

Аргентинская субмарина в Атлантике и российская подлодка, погибшая 17 лет назад в Баренцевом море, — адвокат, защищавший семьи подводников о сходстве и различиях этих двух трагедий

76643-7.jpg

Фото: Flickr / Juan Kulichevsky

Спасательная операция закончилась

«Сан-Хуан» — одна из трех подводных лодок аргентинских Военно-морских сил (ВМС) и до недавнего времени единственная боеспособная (две остальные находятся в ремонте) — стала братской могилой для 44 аргентинских моряков-подводников, среди которых была и первая в Латинской Америке женщина-подводник, лейтенант Элиана Мария Кравчик. После того как 1 декабря Минобороны Аргентины официально признало гибель экипажа, спасательная операция была прекращена, поисковая продолжается.

На днях к поискам дизель-электрохода «Сан-Хуан» подключились российские спасатели, «вооруженные» телеуправляемым подводным аппаратом «Пантера Плюс». Сейчас, впрочем, речь идет только о том, чтобы найти корпус субмарины, переставшей выходить на связь 15 ноября, или хотя бы то, что от нее осталось.

76643-11.jpg
Первая в Латинской Америка женщина-подводник 
Элиана Мария Кравчик 
Фото: Facebook / Eliana Kawczyk  

До тех пор, пока подлодка не обнаружена, о причинах ЧП можно только гадать, но обстоятельства, предшествующие последнему походу «Сан-Хуана», позволяют строить предположения.

Известно, что аргентинская субмарина шла с военно-морской базы Ушуая, расположенной в центральной части Магелланова пролива на юге страны, на север, в порт Мар-дель-Плата. Подлодка должна была преодолеть около 1000 км вдоль Атлантического побережья Южной Америки.

Выход из Магелланова пролива находится на траверсе (то есть напротив) Фолклендских островов, в 463 км от материковой части Аргентины. В последний раз, по словам министра обороны страны Оскара Агуада, оборудование зафиксировало местонахождение субмарины в 432 км от побережья. Как уточнил представитель ВМС Аргентины Энрико Бальби, две точки, где, возможно, затонула «Сан-Хуан», расположены недалеко от мыса Горн.

76643-2.jpg

Подводная лодка «Курск». Потерпела крушение в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли Фото: j-times.ru

Смерть в океане

Условия, при которых погибли подлодки «Сан-Хуан» и «Курск», — главное различие в обстоятельствах этих трагедий.

Российская подлодка затонула среди своих — примерно в 30 км от надводных кораблей Северного флота, район ее поиска был ограничен местом проведения боевой учебы, а сам взрыв на «Курске» был не только зафиксирован, но и запеленгован. Благодаря этому местоположение затонувшего крейсера установили через 16 часов поисков. Субмарина «Сан-Хуан» погибла далеко от берега, в полном одиночестве и до сих пор не найдена.

На «Курске», как установлено, произошли два взрыва торпед, и второй, прогремевший через 2 минуты 15 секунд после первого, был сокрушительным. Сейсмостанции России, Норвегии и даже далекой Аляски классифицировали его как сейсмическое событие интенсивностью четыре балла — это не менее 5 тонн в тротиловом эквиваленте.

Запас плавучести «Сан-Хуана» втрое меньше, чем был у «Курска»: 8–10% против 30–32%. На российской подлодке было 10 отсеков, которые можно загерметизировать, а на аргентинской — всего три (по другим данным — четыре). При нарушении целостности корпуса в любом месте подлодка «Сан Хуан» была обречена

На борту «Сан-Хуана» не было торпед, и сейсмостанции Аргентины и Антарктиды, судя по имеющимся сведениям, никаких взрывов не зарегистрировали. В то же время, по словам Энрико Бальби, эксперты из США и Австрии утверждают, что 15 ноября в районе исчезновения «Сан-Хуана» было зафиксировано «аномальное, единичное, короткое акустическое явление неядерного характера» мощностью чуть более 100 кг тротила. После этого, как полагают военные, субмарина легла на грунт на глубине до 1000 метров.

76643-6.jpg
Экипаж «Курска» незадолго до рокового похода
Фото: мастерок.жж.рф

Даже слабый взрыв, что бы ни послужило его причиной, способен отправить субмарину на дно. Тем более что запас плавучести «Сан-Хуана» втрое меньше, чем был у «Курска»: 8–10% против 30–32%. На российской подлодке было 10 отсеков, которые можно загерметизировать, а на аргентинской — всего три (по другим данным — четыре). При нарушении целостности корпуса в любом месте подлодка «Сан Хуан» была обречена.

Основная версия аварии в Атлантике, объявленная представителем ВМС Аргентины Энрике Бальби, — взрыв водорода, который мог произойти из-за короткого замыкания в блоке из 960 батарей, поставляющих энергию субмарине. Почему концентрация взрывоопасного газа в воздухе на борту превысила норму, до сих пор не ясно, признал Бальби.

Зато известно, что непосредственно перед тем, как «Сан-Хуан» пропала с радаров, командир лодки докладывал о коротком замыкании. Текст этого сообщения опубликовала газета Clarin: через систему вентиляции аккумуляторных батарей морская вода попала в третью аккумуляторную яму, что спровоцировало короткое замыкание, в трюме с батареями вспыхнул пожар. «Аккумуляторы носовой части вышли из строя», — докладывал капитан.

76643-9.jpg
Увеличить Фото: мастерок.жж.рф

23 подводника в 9-м отсеке «Курска» жили более двух суток после затопления и погибли в результате локального пожара. Если на «Сан-Хуане» сразу была объявлена аварийная тревога и подводники сумели заблокироваться в носовом и центральном отсеках, то их смерть была мучительной: они задохнулись от недостатка кислорода. Если же подлодка «Сан-Хуан» в результате ЧП пошла ко дну и опустилась ниже 300 м, то ее корпус не выдержал давления воды и смялся (хлопок, который происходит в этот момент, и мог быть той самой «акустической аномалией). В этом случае экипаж погиб мгновенно.

Бое(не)готовность

В судьбах российского «Курска» и аргентинского «Сан-Хуана» есть общая деталь, которая стала фатальной: обе подводные лодки были не подготовлены к выходу в море и выполнению поставленных задач.

В августе 2000 года подводный крейсер К-141 «Курск» участвовал в учениях Северного флота, в ходе которых была запланирована стрельба перекисно-водородными торпедами 65-76А. Этими боевыми снарядами, отличающимися пожароопасностью, «Курск» не стрелял никогда, даже на государственных испытаниях, а экипаж был не обучен обращению с таким оружием.

В судьбах российского «Курска» и аргентинского «Сан-Хуана» есть общая деталь, которая стала фатальной: обе подводные лодки были не подготовлены к выходу в море и выполнению поставленных задач

В ноябре 2017 года субмарина «Сан-Хуан», как выясняется, вышла в море в неисправном состоянии.

Как стало известно аргентинским СМИ, Минобороны страны знало, что на «Сан-Хуане» в ходе ремонта были установлены аккумуляторы с истекшим гарантийным сроком. Об этом говорится в материалах расследования, проведенного военным ведомством в 2015–2016 годах. Согласно документам, которые оказались в распоряжении издания La Nacion, проверяющие выявили, что ВМС Аргентины нарушили установленные правила при закупке аккумуляторов для подлодки «Сан-Хуан».

«Собранная информация позволяет утверждать, что заключенные договоры не только не соответствуют административной процедуре, но и что военнослужащие, ответственные за договоры, вероятно, совершили неправомерные действия, которые были в интересах получивших заказ компаний Hawker Gmbh и Ferrostaal AG», — написано в отчете по итогам расследования.

76643-3.jpg
Подводная лодка «Курск» после поднятия 
Фото: joinfo.ua

Как вода могла попасть на аккумуляторные батареи? Ответ на этот вопрос, возможно, нашли журналисты газеты Clarin. Они выяснили, что еще в начале сентября 2017 года специалисты аргентинской военно-морской базы Пуэрто-Бельграно предупреждали в своем отчете: внутрь «Сан-Хуана» просачивается забортная вода из-за неисправности шноркеля — устройства для работы дизельных двигателей под водой, которое представляет собой специальную выдвижную трубу с воздухозаборником. В документе содержалась рекомендация направить подлодку на ремонт в 2018 году. Однако отчет так и не был доведен до сведения руководства Военно-морских сил и Минобороны Аргентины. Издание указывает, что министр обороны Оскар Агуад якобы узнал о существовании этого документа только несколько дней назад.

И еще такая мелочь: ни у «Курска», ни у «Сан-Хуана» после аварии не всплыл спасательный буй. Это устройство, которым оборудованы все подводные лодки мира, поднимается на поверхность моря, когда субмарина погружается на предельную для нее глубину.

Почему не всплыл буй «Курска», установлено: командир корабля, капитан 1-го ранга Геннадий Лячин и проверяющие офицеры не удостоверились, что перед выходом в море на пульте центрального поста был повернут ключ, который приводит спасательный буй в рабочее состояние. Впрочем, некоторые командиры российских подводных лодок, боясь ответственности за потерю буя, просто приваривали его к корпусу лодки.

Почему не сработал буй на «Сан-Хуане»? Может, у командиров аргентинских подводников такие же методы решения проблем?

Ни у «Курска», ни у «Сан-Хуана» после аварии не всплыл спасательный буй. Это устройство, которым оборудованы все подводные лодки мира, поднимается на поверхность моря, когда субмарина погружается на предельную для нее глубину

Если экипаж «Сан-Хуана» отдавал себе отчет в том, что лодка не подготовлена к плаванию должным образом, то идти в Мар-дель-Плату следовало в надводном положении в видимости берега, а в случае шторма — переждать непогоду в одном из укрытий по маршруту перехода. Однако, судя по сообщениям прессы, с наступлением шторма командир «Сан-Хуана» отдал команду на погружение. Уже на перископной глубине во время последнего сеанса связи он доложил по радиосвязи о попадании воды в дизельный отсек и коротком замыкании.

Почему лодка в этот момент находилась именно на перископной глубине? Потому что только в таком положении (не считая надводного) возможна радиосвязь. Если же авария произошла, когда субмарина находилась на поверхности моря, командир «Сан-Хуана» должен был быть самоубийцей, чтобы в такой ситуации принять решение о погружении.

Адмиральский фактор

Трагедии «Сан-Хуана» и «Курска» объединяет и реакция на ЧП со стороны командования военно-морских сил. Вместо того, чтобы оперативно, всеми возможными способами организовать спасение экипажа, в обоих случаях адмиралы, судя по всему, спасали свои карьеры.

Одной из первых прозвучавших версий гибели «Сан-Хуана» был подрыв на магнитной мине, оставшейся в море со времен Фолклендской войны 1982 года. Но это маловероятно: широкий пролив между Фолклендскими островами и материком многие годы активно используется для военного и гражданского судоходства, и ни один корабль за минувшие 35 лет не взорвался.

О взрыве на «Курске» военное руководство сообщило далеко не сразу. Аргентинские военные тоже целую неделю молчали о «гидроакустической аномалии» на «Сан-Хуане». Ни Россия тогда, ни Аргентина сейчас не согласились сразу после трагедии принять помощь других стран

Однако вспомним: о подрыве на мине говорили и в августе 2000 года — эту версию, как и возможную атаку на «Курск» со стороны американской подлодки, поддерживали российские адмиралы, чтобы снять с себя ответственность за бездарную подготовку учений. Не исключено, что версия о мине по душе аргентинским адмиралам по той же причине.

О взрыве на «Курске» военное руководство сообщило далеко не сразу. Аргентинские военные тоже целую неделю молчали о «гидроакустической аномалии» на «Сан-Хуане». Ни Россия тогда, ни Аргентина сейчас не согласились сразу после трагедии принять помощь других стран.

76643-4.jpg

Фото: kkbit.ru

Почему аргентинские военные в первые же дни после пропажи «Сан-Хуана» не обратились к морским державам с просьбой помочь — хотя бы в поисках пропавшей подлодки? В этом случае у моряков был хотя бы минимальный шанс на спасение. У меня нет ответа на этот вопрос.

Почему российским властям в 2000 году потребовались пять дней, чтобы принять помощь США, Великобритании и Норвегии, которую те предложили сразу же? Почему еще несколько дней ушло на многочисленные согласования, и в результате, когда норвежские водолазы вскрыли кормовой люк затонувшей подлодки, весь экипаж — 118 человек — был уже мертв? На эти вопросы отвечу: потому что российские адмиралы убедили отдыхавшего в Сочи Верховного главнокомандующего Владимира Путина, что у Северного флота есть необходимые средства для поиска и спасения подводников. Вот только забыли сказать, что из-за полного пренебрежения к обеспечению безопасности людей на учениях эти средства были непригодны для использования.

Именно с августа 2000 года, с момента гибели «Курска», в России началось время большой лжи, которое царит и сейчас... Аргентина, будем надеться, независимо от результатов расследования трагедии подводной лодки «Сан-Хуан», избежит такой участи

Через пять дней после катастрофы на «Курске» президент Путин прервал отпуск и принял спасательные меры. Но спасал он не подводников от ужасной смерти, а адмиралов, приказавших неподготовленной подлодке провести учебные стрельбы перекисно-водородной торпедой, — от скамьи подсудимых.

Именно с августа 2000 года в России началось время большой лжи, которое царит и сейчас. Именно тогда Владимир Путин и его окружение начали атаку на средства массовой информации, в результате чего в стране не осталось ни одного независимого телеканала — все они превращены в рупоры госпропаганды.

Аргентина, будем надеться, независимо от результатов расследования трагедии подводной лодки «Сан-Хуан», избежит такой участи.

* Борис Кузнецов — российский адвокат, защищавший интересы членов 55 семей подводников, погибших на подводной лодке «Курск», автор книги «Она утонула. Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов». После того как в 2007 году в России против Кузнецова возбудили уголовное дело по обвинению в разглашении государственной тайны, получил политическое убежище в США

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читайте также:

«Унесенная морем»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.