В ближайшие дни Совет Федерации рассмотрит и, в этом не приходится сомневаться, утвердит принятую Госдумой законодательную норму о СМИ-иноагентах. Однако бросается в глаза, что все грозные меры и кары, обещаемые обеими палатами нашего Федерального собрания, как СМИ, получающим иностранное финансирование, так и всяким прочим структурам и лицам, бессмысленны и фактически не реализуемы.
Начнем с иностранных СМИ. Во-первых, на то они и иностранные, что находятся вне зоны действия российских органов — и юридически, и чаще всего физически. Они уж как-нибудь да переживут новый приступ думского законотворчества — то же «Радио Свобода» еще и не такое в советские времена видало.
Но самое главное — закрытие корпунктов или даже осложнение их деятельности, по сути, ничего не меняет для российского потребителя их информации: в отличие от пресловутого RT, ни одно из русскоязычных американских СМИ не может быть случайно увидено россиянином в процессе переключения каналов на своем телевизоре — просто потому, что их там нет вовсе.
Серьезно полагать, что сколь-нибудь значимое влияние на ситуацию в России оказывают иностранные СМИ, — это или глупость или самообман
То есть желающие познакомиться с точкой зрения иностранных СМИ и так целенаправленно ищут их в Интернете и, конечно же, находят — а значит, будут находить и впредь, что бы по этому поводу ни думали депутаты и сенаторы. Про иностранные СМИ, рассказывающие о России на своих языках вещания, и говорить бессмысленно: их аудитория внутри нашей страны ограничена узкой прослойкой полиглотов.
Вообще, серьезно полагать, что сколь-нибудь значимое влияние на ситуацию в России оказывают иностранные СМИ, — это или глупость, или самообман. Говоря прямо, и RT со всей армией ботов и троллей тоже далеко не так сильно влияют на американскую внутреннюю политику, как выгодно думать Кремлю (и самим сотрудникам RT) и как в этом уверяют американские СМИ, озабоченные борьбой с Трампом.
Внешний враг как инструмент
Помимо иноагентов, в карательном законодательстве России уже анонсировано скорое появление таких, например, понятий, как «нежелательная деятельность» и «нежелательное сотрудничество». Но это и вовсе какая-то ерунда. Органам надо будет бесконечно искать и карать частные лица, которые не там получили деньги и не туда написали статью. Кто-то скажет, что это возможно, и вспомнит сталинские репрессии — но давайте лучше вспомним все самые громкие репрессивные инициативы последних лет и сравним ожидания с реальными проблемами. Проблемы, конечно, у кого-то будут и в этот раз — но ничего принципиально нового не произойдет: у соответствующих органов и так находится масса поводов испортить жизнь любому, на кого будет указано, ну еще один появится — и что?
Это неприятно констатировать, но по обе стороны океана нынче и выгодно, и морально допустимо самым бессовестным образом сваливать часть внутренних проблем на происки внешних врагов — с разными, впрочем, конечными целями.
Нам постоянно говорят о колоссальном вмешательстве всей заграницы в наши внутренние дела и уже много лет предупреждают о «подготовке Майдана». При этом — и Путин у власти, и все его назначенцы побеждают на выборах от Москвы до самых до окраин, и ничего похожего на «майдан» не наблюдается
Чего добиваются американские энтузиасты борьбы с «российским влиянием» — не секрет: они делают это не из врожденной русофобии, они просто хотят найти повод оправить в отставку ненавистного им Дональда Трампа.
Но какова конечная цель истерии в России? В отличие от США, где влияние России на выборы, при всей спорности этого тезиса, имеет хотя бы видимость фактических доказательств — прежде всего, саму победу Дональда Трампа и приход во власть нескольких персон из его окружения, — в России крыть нечем. Нам постоянно говорят о колоссальном вмешательстве всей заграницы в наши внутренние дела и уже много лет предупреждают о «подготовке Майдана». При этом — и Путин у власти, и все его назначенцы побеждают на выборах от Москвы до самых до окраин, и ничего похожего на «майдан» не наблюдается.
Заложники конспирологии
Так оно есть, влияние это, или его нет? И если есть — где, когда, как и на что конкретно повлияла пропаганда Запада, его СМИ и все те, кто нежелательно сотрудничал с нежелательными организациями, если говорить о внутрироссийских делах? Попробуйте поговорить об этом с адептами этой теории, и они вам расскажут, как в 1996 году Ельцина выбрали американцы, ну и про Навального что-нибудь — который, как мы знаем, просто устраивает мирные митинги и власть не захватил, а по сведениям самих же охранителей не имеет ни рейтинга, ни популярности в массах.
Стало быть, иностранцы день и ночь гадят и влияют, а за последний 21 год — ни одной истории успеха. Может быть, пусть себе и дальше влияют — тратят силы и деньги впустую, раз за разом ничего не добиваясь? Учитывая высочайшую популярность Владимира Путина и сплочение вокруг него большинства общества, Великая Россия должна лишь брезгливо улыбаться, следя за бесплодными усилиями своих врагов и горстки их наймитов, разве нет? А вот и нет.
Российская элита ведет себя так, будто стараниями иностранных СМИ и нежелательно сотрудничающих с кем попало граждан России ситуация в стране вот-вот выйдет из-под контроля, и своей истерикой по данному вопросу только усиливает подозрения относительно того, что не все так хорошо в нашем Отечестве.
Телеканал RT создавался, чтобы навязать позиции Кремля западным элитам — но с этой задачей не справился. Наоборот, все это дорогое и бессмысленное вещание в пустоту обернулось лишь очередным поводом для публичного унижения руководства России
Наши власти — заложники ставшей официальным символом веры русского чиновника конспирологии, то есть теории о том, что кучка заговорщиков может сокрушить всенародно поддерживаемый режим, получив деньги и информационную поддержку с Запада. Как это возможно практически — совершенно не ясно, особенно на фоне их же заявлений о том, что нежелательным сотрудничеством занимается крайне узкий круг граждан. Но конспирология, как и все лженаучные теории, доказательств не требует вовсе: бороться с заговорами особенно удобно, если на самом деле их нет.
Но вполне возможно, что и в конспирологию все эти озабоченные судьбами России персонажи не особо верят, а занимаются чем-то другим.
Вещание в пустоту
По сути, мы наблюдаем очередную серию жестов и гримас, посредством которых лидеры нашего Отечества пытаются продемонстрировать своим бывшим партнерам с Запада неудовольствие своей все возрастающей изоляцией. Канал RT создавался ведь как раз для того, чтобы появилась еще одна возможность навязать Кремль и его позиции западным элитам — но с этой задачей он не справился. Наоборот, все это дорогое и бессмысленное вещание в пустоту обернулось лишь очередным поводом для публичного унижения руководства России.
Когда партнер по шахматной игре первый раз сбрасывает с доски все фигуры, демонстрируя возмущение, — это производит сильное впечатление. Но если партнер делает это снова и снова, причем даже после того, как ему уже многократно дали понять, что больше с ним ни во что не собираются играть, — это становится смешно. Собственно, ровно это мы сейчас и наблюдаем: Запад уже все плохое про Россию подумал и понял, и, судя по всему, никаких односторонних подвижек к улучшению отношений делать не готов и уж тем более не готов ползти на коленях в Кремль с извинениями и заверениями в почтении. Российская власть тоже не готова ни меняться, ни отступать, ни, к счастью, наступать — но так как все, что могло хоть как-то повредить западным оппонентам уже сделано, и довольно давно, приходится раз за разом придумывать какие-нибудь новые грозные жесты и гримасы, чтобы хоть так привлечь к себе внимание или изобразить «решительный ответ на очередные поползновения».
Кончится дело тем, что наши законодатели будут в буквальном смысле отмораживать себе уши назло американским бабушкам и дедушкам — чтобы обратить внимание на свою непреклонную решимость. Одно расстраивает: кому-то из нас, с ними не согласными, в процессе тоже успеют что-нибудь отморозить — причем наивно полагая, что тем самым гадят ненавистному Западу, а не ломают очередную частную человеческую жизнь.
* Политолог, постоянный автор NT.