Владимир Путин на пленарном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», Сочи, 19 октября 2017 года. Фото: kremlin.ru
Владимир Путин опоздал на пленарное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи всего на 40 минут, что по его меркам — воплощение пунктуальности. Само заседание длилось больше трех часов и получилось рекордным. Тем не менее сенсации, о возможности которой в последние дни говорили многие иностранные журналисты в Москве, не случилось: выступая перед экспертами «Валдая», Путин ни единым словом не обмолвился о том, пойдет он или не пойдет на новый президентский срок.
Анекдот от президента
Попытка приподнять завесу тайны над его личными планами была все же предпринята под занавес дискуссии, уже когда был исчерпан лимит вопросов президенту, — модератор, политолог Федор Лукьянов, попробовал оформить вопрос в шутливо-интригующей форме: дескать, на нашем форуме мы никогда не затрагивали тему выборов, но сейчас это ведь важно, потому что если вдруг что (то есть если вы не пойдете на очередной срок), то как же мы будем здесь собираться (получилось косвенное признание того, что «валдайская» площадка создана исключительно под Путина), мы будем по вам скучать, вы нужны миру и так далее. «Так, нам пора заканчивать», — поставил точку Путин. А потом рассказал «анекдот с бородой». «Борода, наверное, даже длинней, чем у вас», — сказал Путин, глядя на Лукьянова.
«Один олигарх — не Авен (тут Путин кивнул на сидевшего в первом ряду главу совета директоров Альфа-Банка Петра Авена) — разорился и говорит жене: «Нам придется продать нашу машину и пересесть на «Ладу». — «Хорошо». — «А еще съехать из особняка на Рублевке и переехать в обычную квартиру». — «Хорошо». — «Ты будешь меня так же любить?» — «Буду очень любить. И очень скучать».
Получилось косвенное признание того, что пока Путин президент — его и слушают, пусть даже он говорит на «Валдае» из года в год примерно одно и то же: Запад, в котором первую скрипку играют США, сразу же после распада Советского Союза занялся переделом мирового устройства в свою пользу, полностью игнорируя интересы России и генерируя конфликт за конфликтом. Нынешнее выступление не стало в этом ряду исключением — по духу. Но по букве — стало: президент дольше обычного рассказывал о вероломстве и ненадежности США. Причем в отличие от прошлых выступлений на «Валдае», он взял за точку отсчета 1990-е годы — то есть период, когда, как принято было считать до сих пор, отношения между нашими странами были хорошими.
«Мы слишком вам доверяли»
«Какую ошибку допустила Россия в отношениях с Западом за последние 15 лет?» — спросила Путина немецкий политолог Сабине Фишер. Президент ответил без колебаний: «Наша ошибка была в том, что мы слишком вам (Западу) доверяли. А ваша ошибка была в том, что вы злоупотребили этим доверием».
«Доверчивость» России Путин в своем выступлении проиллюстрировал рассказом о том, как в 1990-е годы, в рамках реализации двусторонних программ по утилизации оружейного урана, американские инспекторы были допущены в святая святых российского ядерного комплекса, на самые секретные предприятия, — 620 проверочных визитов в 1992 году и 170 — в 1993-м. На Урале был, по словам Путина, оборудован американский наблюдательный пост, и американцы фактически ходили туда как на работу, поставив на своих столах американские флажки, причем 100 инспекторов получили право проходить на российские режимные объекты в любое время и без предупреждения. «Это продолжалось 10 лет», — подчеркнул Путин, деликатно обойдя молчанием тот факт, что все детали, касающиеся режима и регламента, прошли через обоюдное согласование, а координацию программ взяли на себя американцы: у России тогда не было ни технических, ни финансовых возможностей их реализовать.
Один из выступавших вспомнил, как экс-министр иностранных дел РФ Андрей Козырев говорил экс-президенту США Ричарду Никсону о том, что у России нет национальных интересов, а есть только общечеловеческие, а Никсон в ответ скептически покачал головой. «Это говорит о том, что у Никсона голова была, а у Козырева — только черепная коробка», — парировал Путин репликой на грани фола
Американские политики разного уровня, кстати, не раз приводили тот период в качестве примера доверительного взаимодействия России и США по вопросам ядерного разоружения. Но у Путина несколько иная интерпретация: именно в те годы, оказывается, зарождалось, крепло и росло как на дрожжах американское высокомерие по отношению к России: мы им честно все открыли-показали-рассказали, а они, увидев, что у нас даже стратегические отрасли в полном раздрае, решили, что им, теперь-то уж точно единоличным хозяевам мира, церемониться с нами не стоит, — и взяли курс на слом устоявшихся правил: начиная с бомбардировки Белграда и заканчивая организацией вооруженного госпереворота на Украине.
Слово — не воробей
Американка Тоби Гати, бывший советник президента Клинтона, заметила Путину, что он за весь вечер не сказал ни одного позитивного слова ни про одного из американских президентов — не кажется ли ему, что он лишь укрепляет столь распространившиеся в России антиамериканские стереотипы?
«Это не стереотипы, это факты», — парировал Путин.
Антироссийская истерия в США — факт? Факт. То, что вы срываете наши флаги с наших же дипломатических представительств (отсыл к недавнему дипломатическому скандалу) — факт? Факт. Да что там флаги, Путин помнит, как США полностью поддерживали сепаратизм и радикализм на (Северном) Кавказе: «Я как бывший директор ФСБ это знаю, вы уж мне не говорите», — заверил Путин наивную американку. Впрочем, она была не права — для двух президентов США у президента России нашлись добрые слова.
Один из выступавших вспомнил, как экс-министр иностранных дел РФ Андрей Козырев говорил экс-президенту США Ричарду Никсону о том, что у России нет национальных интересов, а есть только общечеловеческие, а Никсон в ответ скептически покачал головой. «Это говорит о том, что у Никсона голова была, а у Козырева — только черепная коробка», — парировал Путин жесткой репликой на грани фола.
Другое доброе слово у Путина нашлось для Трампа, который, по его словам, избран американским народом, и потому его нужно уважать, тем более что он прошел через горнило труднейшей гонки и честно в ней победил. Нападки на Трампа Путин списал на недостатки американской политической системы. Как, впрочем, и то, что Россию американский политистеблишмент подозревает в тайном вмешательстве в выборы на его стороне — так Россию сейчас вообще во всем подозревают: чего ни коснись — тут же ищут российский след, с укоризной сказал Путин, — и сразу же его находят.
А лучше бы вместо этого добросовестно относились к своим международным обязательствам. Россия, например, как и обещала, 27 сентября 2017 года полностью уничтожила свои запасы химического оружия, хотя мировые СМИ предпочли проигнорировать этот факт. Америка должна была сделать то же самое еще в 2007 году, но не сделала, а перенесла на 2023-й.
На пленарном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», Сочи, 19 октября 2017 года. Фото: © Клуб «Валдай»
Мгновенно и зеркально
Необязательность Америки и Запада беспокоит Путина. Но — не фатально, ибо Россия всегда готова ответить «мгновенно и зеркально». Поэтому многие другие вещи его не так чтобы очень беспокоят.
Некоторые страны сейчас заняты новейшими разработками не ядерного — нет, а высокоточного оружия с поражающими возможностями ядерного, сообщил аудитории Путин. Но пусть никто не питает иллюзий — Россия ответит «мгновенно и зеркально».
Если наших журналистов в США, с телеканала RT, будут душить, не давать работать, «мы ответим зеркально».
Если нашу сборную команду, опять-таки по велению мировой закулисы, не пустят на Олимпийские игры в Южной Корее — «мы ответим зеркально».
Отвечать «зеркально» по всем внешним азимутам президенту, если его послушать, позволяет налаживающаяся жизнь внутри страны: по Путину, экономика РФ четвертый квартал подряд демонстрирует рост, сейчас он 2-процентный, в стране рекордно низкий уровень инфляции — 3%, безработица меньше 5%, страна имеет положительное сальдо торгового баланса и $420 млрд золотовалютных резервов, цена на нефть, благодаря взаимодействию с Саудовской Аравией, — 50 с лишним долларов за баррель — «и она нас вполне устраивает».
А когда политолог и депутат Вячеслав Никонов спросил Путина, не беспокоит ли его размещение военной инфраструктуры и контингентов НАТО непосредственно у наших границ, президент с довольной ухмылкой сказал: «Нас это не беспокоит. Пусть тренируются. Все под контролем».
Путин живет в своем мире, где, несмотря на вечные происки внешних недругов, «все под контролем». А потому и вопрос о его личных планах на будущее отпадает сам собой — все под контролем, не дождетесь.
Читайте также: «Москва — Западу: санкции нанесли урон, но мы продолжаем ставить на Трампа».