Фото: © Клуб «Валдай»
Из-за режима санкций российскому правительству пришлось пережить период трудностей в решении социальных проблем, отношения с США находятся в крайней низкой точке, хотя Москва по-прежнему верит в желание Трампа улучшить отношения с Россией, дал понять Сергей Лавров в интервью редакции сайта Клуба «Валдай» сразу после своего выступления на очередном заседании международного дискуссионного форума в Сочи, официально открывшегося 17 октября.
«У них не фактов»
Выступление Лаврова не содержало ни внешнеполитических инициатив, ни новаторских тезисов — он лишь в очередной раз выразил тревогу состоянием дел в мире и крайне низким уровнем российско-американских отношений. Зато в интервью он куда более четче обозначил позицию Москвы по вопросу о том, кто, прежде всего, несет за это ответственность. И это — не президент США Дональд Трамп. «При всей непоследовательности действий администрации в Белом доме, при всей ее экстравагантности все-таки Трамп не отказался от своих лозунгов и намерений, которые он декларировал и в предвыборной кампании, и после избрания президентом, — улучшить отношения с Россией, сотрудничать с Российской Федерацией», — сказал Лавров. Потому-то недруги и рассчитывают на то, чтобы подорвать позиции администрации Трампа. Недруги — это «большинство демократов», у которых, по словам Лаврова, «никак не может пройти озлобление по поводу проигрыша на президентских выборах их кандидата», а также «значительная часть республиканцев», у которой «вызывает отторжение несистемность нынешней администрации, в том числе президента».
Продолжающаяся в США в послевыборный период «антироссийская история» отражает внутриполитическую борьбу, сделал вывод Лавров, добавив, что «об этом говорил президент Путин и это подтверждается нашим анализом». Главный дипломат РФ напомнил, что расследование о предполагаемом вмешательстве России в предвыборную кампанию в США на стороне республиканцев идет уже почти год, но за все это время, несмотря на большое количество вовлеченных в него персонажей, «не было ни одной утечки о (каком-нибудь) факте, который бы подтверждал все эти обвинения». И для Лаврова лично это важный показатель, потому что «американское общество целиком, особенно во внешнеполитических делах, построено на утечках». А раз так, значит, фактов «у них просто нет», подытожил Лавров.
Интересно, что интервью главы дипломатического ведомства РФ вышло день в день с расследованием журнала РБК о деятельности «американского отдела» петербургского «Агентства интернет-исследований», более известного как «фабрика троллей»: в период предвыборной кампании в США отдел, имея штат в 90 человек, вел не менее 118 тематических сообществ и аккаунтов в соцсетях, провел около 40 офлайновых акций и потратил более $2 млн на зарплату сотрудникам. Большая часть сообществ, выявленных РБК, освещала расовые проблемы США, суверенитет Техаса, проблемы нелегальной миграции, право на хранение и ношение оружия, вопросы ЛГБТ-движения. Речь идет, по сути, о хорошо скоординированных попытках повлиять на общественное мнение как раз по тем вопросам, которые были ключевыми в предвыборном багаже Трампа, причем повлиять — в выигрышном для республиканского кандидата русле.
Сергей Лавров на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». Сочи, 17 октября 2017 года. Фото: © Клуб «Валдай»
Серьезные люди
В этом году среди зарубежных гостей из 38 стран, приглашенных на Валдайский форум, главной для российской власти внешнеполитической дискуссионной площадки, немало авторитетных экспертов с независимой, а часто и критической по отношению к России и ее политике позицией, замечают наблюдатели. В частности, среди приглашенных — один из патриархов немецкой журналистики, экс-главред Die Zeit Теор Зоммер, профессор Джорджтаунского университета (США) Анджела Стент, профессор Кембриджа Доминик Ливен...
«В этом году на «Валдае» представлены самые разные люди, и представлены богаче, чем обычно, — сказал NT один из участников форума, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. — Это совсем не группа поддержки России или российского президента. Если бы я искал наилучшую возможную компанию для обсуждения будущего устройства мира, то добавил бы к заявленным участникам лишь пять-десять человек».
«Москва за истекший год окончательно смирилась с тем, что западные экономические санкции и жесткий дипломатический прессинг — это надолго, если не навсегда, смена администрации США тут не помогла»
«Обсуждение будущего устройства мира», о котором говорит Караганов, по сути, было начато экспертами «Валдая» еще три года назад, в 2014-м, когда из-за Украины и Крыма у Москвы начались серьезные проблемы в общении с внешним миром, главным образом — западным. Тогда же резко возрос риск масштабного военного конфликта, в том числе на европейском театре: в ответ на жесткую риторику НАТО и планы вплотную выдвинуться к российским границам Москва прибегла к демонстративным пролетам истребителей с выключенными транспондерами возле натовских воздушных границ: только за вторую половину 2014-го — первую половину 2015 года таких инцидентов натовские эксперты насчитали больше 100. На повестке Валдайского форума тут же возникла тема — а возможно ли в таких условиях создать универсальные правила игры, чтобы ненароком не полыхнуло.
Впрочем, если тема прошлогоднего форума выглядела весьма обтекаемо — «Будущее начинается сегодня: контуры завтрашнего мира», то на этот раз организаторы добавили тревожных ноток: основной доклад называется так — «Как важно быть серьезным: мир на грани непоправимого», да и центральная тема форума не насыщена жизнеутверждающими нотками: «Созидательное разрушение: возникнет ли из конфликтов новый мировой порядок».
Название доклада — «Как важно быть серьезным» — заимствовано у одноименной пьесы Оскара Уайльда. Ключевые же слова темы форума — «созидательное разрушение» — у австрийского экономиста Йозефа Алоиза Шумпетера.
Второе, по мысли организаторов форума, логически вытекает из первого. В конце прошлого века мировую элиту охватила, как говорится в преамбуле доклада, «стратегическая фривольность» — Холодная война позади, биполярный мир — тоже, а не поиграть ли нам во что-то новое, — и в результате она напрочь утратила чувство самосохранения: конфликты пошли один за другим, послеялтинский порядок начал рушиться на глазах, а о сотворении нового никто и не подумал. Эксперты клуба «Валдай» призывают мировую элиту вернуться к адекватному восприятию реальности, тем более, что самосохранение — это не каждый за себя, а совместная борьба с рисками и вызовами. Россия готова быть в авангарде этой борьбы, направленной на слом «стратегической фривольности», — таков, судя по всему, основной месседж доклада. Кстати, научного руководителя Валдайского форума, политолога Федора Лукьянова, нисколько не смущает то, что под «созидательным разрушением» автор термина Шумпетер в свое время понимал смену экономических систем — этот же принцип, считает Лукьянов, вполне применим и к политике: «Любые системы рушатся, и на их месте появляются новые», — заметил он в комментарии для NT.
«Российские власти, и в том числе Путин, не первый год констатируют эрозию мирового порядка, — объясняет тему «Валдая-2017» один из его участников, директор Франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен. — Такая постановка вопроса восходит еще к Мюнхенской речи Путина в 2007 году, и, в принципе, это продолжение и развитие тем, которые уже неоднократно звучали».
Однако другие собеседники NT обращают внимание на некоторые новые реалии, добавившие пессимизма российским властям. «Москва за истекший год окончательно смирилась с тем, что западные экономические санкции и жесткий дипломатический прессинг — это надолго, если не навсегда, смена администрации США тут не помогла», — заметил в разговоре с NT на условиях анонимности один европейский дипломат, объясняя повестку-2017. А поскольку Россия, по его словам, не намерена менять позицию по Украине и Крыму, то «отсюда и разговоры про совместную борьбу с рисками, которые Россия сама же и создала».
Другой собеседник NT из числа европейских дипломатов, впрочем, считает, что главная задача для Валдайского форума в этом году — снять с России все обвинения в скатывании к жесткому авторитаризму и показать миру Путина, который готов идти на четвертый срок в ореоле толерантности и демократического видения мироустройства. «Жестких нападок в адрес Запада не будет», — уверен собеседник NT, имея в виду выступление российского президента на пленарном заседании Клуба, которое намечено на 19 октября.
Чего ожидать от выступления Путина на Валдайском форуме-2017 — NT спросил у экспертов
Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД):
Каких-то революционных заявлений от президента я не жду. Сейчас никто этого не ждет, поскольку мы вступаем в избирательный цикл. Резких разворотов в ту или иную сторону не будет.
С другой стороны, интересен тон выступления, какие темы затронет президент: будут ли это отношения с Америкой, а может — с Китаем? Будет ли это исключительно внешняя политика или же больше внимания будет уделено политике внутренней? Путин, как правило, выступает долго, это развернутое изложение позиции — на «Валдае» Путин всегда говорит то, что хочет озвучить перед международной аудиторией. Его речь — это некий индикатор нынешнего умонастроения, она позволяет сравнить, что изменилось по сравнению с выступлением в прошлом году или раньше, появились ли новые предложения.
Я лично собираюсь говорить на форуме о риске ложных противопоставлений, ложном универсализме как способе предотвращения конфликтов. Я считаю, что самобытность элементов системы не угрожает стабильности самой системы. Наоборот, чем больше разнообразие, тем лучше. Неверно говорить, что накопление элементов сложности представляет угрозу стабильности. Скажем, возделанное человеком поле — гораздо менее устойчивая система, чем природный лес, в котором намного больше сложных и самобытных элементов.
Да, современные международные отношения базируются на универсальных принципах, но это не всегда эффективно, и порой случаются сбои. На наших глазах происходит усложнение многих систем, появляются все новые и новые элементы, и их надо как-то встраивать в систему. Человечеству придется потрудиться, чтобы это сделать, но именно это — залог его развития и выживания.
Дмитрий Солонников, политолог, директор Института современного государственного развития:
Я думаю, речь Путина будет построена в логике начинающейся предвыборной кампании. А логика этой кампании будет построена на нескольких позициях, которые связываются с образом президента. Первая — победы и достижения России на внешнеполитической арене, вторая — образ успешного развития страны за 17 лет его правления, то есть сравнение России 17 лет назад и сейчас, третья — образ будущего, некий месседж в будущее. Поскольку Валдайский клуб — это дискуссии в первую очередь по международным вопросам, то, скорее всего, Путин будет отвечать на вопросы по последним международным событиям. Для России это, прежде всего, демонстрация успеха в Сирии. Другой вопрос — будущее этого региона, как дальше там будут развиваться события, как будет выстраиваться межнациональный диалог. Сирия в целом — как позитивный пример разрешения восточных конфликтов при участии России. Сирия — как пример урегулирования конфликтов на фоне продолжающихся проблем в Афганистане и Ираке.
Кроме Сирии, прозвучат предложения по Корейскому урегулированию, и позиция России и Китая о необходимости двустороннего участия в разрешении ситуации. Не только давление на Северную Корею, но и ответные предложения — например, о прекращении военных маневров у берегов Кореи, чтобы снизить военный накал на границе.
И, конечно, события последних дней — выход США из ЮНЕСКО, реорганизация международных институтов, в том числе ООН, созданных после Второй мировой войны. Трамп свое отношение высказал (на недавней Генассамблее ООН президент США высказался за коренную реформу ООН. — NT), думаю, теперь это сделает Путин.
Записали Елена Теслова, Наталья Шкуренок
Читайте также: «Пусть тренируются. Все под контролем», «Их страхи».