Фото: скриншот с сайта buzzfeed.com
Те, кто наблюдает за внешней политикой российского руководства, давно уже поняли, что министр иностранных дел России Сергей Лавров в ней — не самая главная фигура. Бал в сфере международных отношений правят совсем другие люди. Помимо самого президента Путина, это, прежде всего, его помощник, бывший посол в США Юрий Ушаков, плюс главы спецслужб — Бортников и Нарышкин. А еще целый ряд неожиданных фигур. Например, Игорь Сечин, имеющий что сказать по вопросам отношений с Латинской Америкой и Китаем, где «Роснефть» завязла надолго.
Теперь оказалось, что особым доверием Путина пользуется и другой персонаж. Это мало кому известный Андрей Крутских, специальный представитель президента по вопросам кибербезопасности. Официальная биография выпускника МГИМО 1951 года рождения (на курс старше Лаврова), обладающего рангом Чрезвычайного и Полномочного посланника 1-го класса, настолько расплывчата, что никаких сомнений не оставляет: господин Крутских — кадровый сотрудник спецслужб. Она, биография, собственно, и писалась на официальных сайтах именно так, чтобы все поняли, кто такой на самом деле этот человек.
Специальный представитель президента по вопросам кибербезопасности Андрей Крутских. Фото: haber7.ru
Непубличный спецслужбист
В марте российская сторона передала США документ с предложениями по восстановлению отношений. Одним из пунктов этого плана была идея организовать в апреле встречу Андрея Крутских с его американским контрпартом. Об этом написал американский портал BuzzFeed, получивший в свое распоряжение копию путинских предложений. Выбор малоизвестного представителя по кибербезопасности в качестве эмиссара неслучаен. Президент доверяет непубличным спецслужбистам без ярко выраженных амбиций. Отсутствие публичности тут плюс: о поездке Крутских могли бы еще долго не узнать.
Судя по реакции Государственного департамента на публикацию BuzzFeed и комментариям экспертов, документ подлинный. Сводится он к простой формуле — Кремль весной предлагал начать все с чистого листа. То есть, по сути, если Америка забыла бы об аннексии Крыма и перестала активно поддерживать Украину, то Москва в ответ была готова договариваться по столь широкому спектру вопросов, что захватывает дух. Тут и Сирия, и Иран, и Северная Корея, и бизнес. Разве что нет предложения повторить космический проект «Союз-Аполлон».
Выбор малоизвестного представителя по кибербезопасности в качестве эмиссара неслучаен. Президент доверяет непубличным спецслужбистам без ярко выраженных амбиций
Администрация Трампа обсуждать этот план с эмиссаром Москвы не стала. Причин много, и главная из них та, что подобного рода смена внешнеполитических вех получила бы мощный отпор Конгресса, государственной бюрократии и СМИ, в том числе и части тех, которые поддерживают Дональда Трампа. Вместо «презагрузки-2» (первую, напомню, безуспешно пытались осуществить Барак Обама и Хиллари Клинтон во время президентства Дмитрия Медведева) закономерно получился новый виток конфронтации. Недавно принятый Конгрессом закон, закрепляющий санкции против российского руководства и аффилированного с ним бизнеса, обмен ударами на дипломатическом фронте, назначение исполнительного директора Института Маккейна Курта Волкера спецпредставителем США по Украине и другого антипутинского ястреба, Уэсса Митчелла, помощником государственного секретаря по Европе и Евразии — вот список главных ответов Вашингтона официальной Москве.
Зеркальное отражение
Детали провальной миссии Крутских мы, видимо, узнаем нескоро. Но почему она провалилась, можно с уверенностью сказать прямо сейчас. Российский план — зеркальное отражение всего того, что не в порядке с российской внешней политикой. Она давно превратилась в заложницу внутренней. Это не инструмент отстаивания национальных интересов, как любят заявлять в Кремле и на Смоленской площади. Это один из способов выживания политического режима.
План обнаруживает полное непонимание того, как работает американская политическая система. Президент в ней — не единственный игрок. Его желание, в отличие от российского коллеги, не является приказом нижестоящим ведомствам.
В отличие от столь любимого нынешней правящей верхушкой СССР, профессионалы внешней политики сегодняшней России не обладают минимальным набором знаний о том, как функционирует система власти в Америке. Достаточно почитать, например, мемуары Анатолия Добрынина, бессменного посла СССР в США с 1962 по 1986 год, чтобы стало ясно: в разгар Холодной войны Политбюро намного лучше понимало, как устроена американская политическая система. Посол обладал немалыми личными контактами в государственных ведомствах, Конгрессе и масс-медиа. Добрынин, ставший главой миссии при Хрущеве, а закончивший карьеру при Горбачеве, довольно четко понимал, какие задачи по силам советской дипломатии, а какие — нет. К нему прислушивались и Хрущев, и Брежнев, и Андропов. Если оставить за скобками сущность советского режима, то его отношения с США строились на подлинном реализме. Нынешние же хозяева Кремля просто проецируют собственные представления о политике («национальный лидер сказал — все взяли под козырек») на США. Результат налицо.
Российский план обнаруживает полное непонимание того, как работает американская политическая система. Президент в ней — не единственный игрок. Его желание, в отличие от российского коллеги, не является приказом нижестоящим ведомствам
Цинизм против репутации
Психологически российское руководство проигрывает из-за собственного цинизма. Понятие доверия, как значимого политического фактора, ему просто неведомо. После трех лет политического шулерства, всех этих «их там нет — они там есть», пресс-релизов Марии Захаровой и официальной риторики в стиле «а у вас негров линчуют», Кремль думал, что уставшие американцы просто согласятся все начать с начала — и таким образом признают Путина гегемоном постсоветского пространства.
Когда этого не произошло, они с нескрываемым раздражением выдают сентенции типа путинской — про государственного секретаря Рекса Тиллерсона, оказавшегося, мол, в плохой компании. Это многое говорит об уровне оценки партнеров: то есть если Тиллерсон раньше работал президентом энергетического гиганта ExxonMobil, то значит он «про бабки» и родную маму продаст за шанс «создать условия для бизнеса». Добрынин отправил бы Брежневу справку. В ней он объяснил бы, что Тиллерсон — христианин, президент одной из американских скаутских ассоциаций и при всем своем прагматизме человек безупречной репутации. Она и есть его главный капитал. Его согласие стать госсекретарем не имеет ничего общего с лоббизмом интересов родной компании (это попросту невозможно в условиях госслужбы такого уровня). Человек желает красиво завершить карьеру службой родной стране. В его кругах это принято. Вести себя с ним как с владельцем завода паленой водки — не самый эффективный инструмент защиты национальных интересов. Я не знаю, отправил ли подобную справку бывший посол в Америке Сергей Кисляк. Если да, то она, кажется, сразу отправилась в мусорную корзину.
Добрынин отправил бы Брежневу справку. В ней он объяснил бы, что Тиллерсон — христианин, президент одной из американских скаутских ассоциаций и при всем своем прагматизме человек безупречной репутации. Она и есть его главный капитал. Его согласие стать госсекретарем не имеет ничего общего с лоббизмом интересов родной компании (это попросту невозможно в условиях госслужбы такого уровня)
Расследование BuzzFeed косвенно доказывает: вся схема с предвыборным содействием Москвы Дональду Трампу строилась не на точном расчете, а на представлении о том, что окружение циничного нью-йоркского девелопера быстро наладит диалог «по понятиям». Может быть, кто-то из них и хотел бы. Но Трамп и его люди живут в Америке. А там для человека, поселившегося в белом особняке на Пенсильвания-авеню, существуют особые правила. Трамп заботится о своих интересах, он мастер перевоплощения, использует непредсказуемость как оружие, обращается к массам напрямую через свой Twitter. Он почти такой же, как Путин. Только намного сильнее — если смотреть на военную, политическую и экономическую мощь его страны. И намного слабее — если принять во внимание разделение властей, Конгресс, СМИ и другие арабески демократии. А еще Дональд Трамп стопроцентно покинет Белый дом через три с половиной года или семь с половиной лет. И вернется в свой Нью-Йорк. Или на виллу в Мар-а-Лаго — писать мемуары. Которые, конечно, станут бестселлером. Знание того, что твой путь и твоя ответственность в политике конечны, придает силы и одновременно отрезвляет даже такого циника и мачо как Трамп.
Расследование BuzzFeed косвенно доказывает: вся схема с предвыборным содействием Москвы Дональду Трампу строилась не на точном расчете, а на представлении о том, что окружение циничного нью-йоркского девелопера быстро наладит диалог «по понятиям»
Закончившаяся, толком не начавшись, миссия Андрея Крутских доказывает: ничего этого в Москве не понимают. «Прагматизм» и «реализм», которыми так любят козырять в Кремле и на Смоленской, обернулись непрофессионализмом и откровенными ошибками. Внешнюю политику современной России окончательно сгубил цинизм.
Читайте также: «Вы какую службу возглавляете?», «Русские сезоны» в Вашингтоне. Акт второй»