Фото: kremlin.ru
Глава МИД РФ Сергей Лавров прилетел в Нью-Йорк на 72-ю сесcию Генасcамблеи ООН и уже провел встречу с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном — как бы давая понять, что дипломатическая война, разразившаяся между Россией и США, двусторонним отношениям не помеха. Одной из главных тем на Генассамблее, судя по всему, станут американские предложения по реформе организации. Вопрос этот незадолго до открытия сессии поднял президент Дональд Трамп. Он же создал инициативную группу, в которую предложил войти многим мировым лидерам. Владимиру Путину, про которого еще в начале сентбяря стало известно, что в Нью-Йорк на Генассамблею он не поедет, приглашение не поступило. Задело ли это хозяина Кремля? С одной стороны, российско-американские отношения сейчас и так хуже некуда: одним негативным жестом больше, одним меньше — какая разница. С другой — новый постпред РФ в ООН Василий Небензя уже предупредил, что Россия может не подписать предложенную Трампом декларацию о реформе ООН. Значит, все-таки задело… Пусть летит Лавров.
Шутки президента
5 сентября 2017 года президент Владимир Путин в сопровождении своего помощника по внешнеполитическим вопросам, экс-посла России в США Юрия Ушакова, пресс-секретаря Дмитрия Пескова и главы МИДа Сергея Лаврова вошел в небольшой зал, где у лидеров стран-участниц саммита БРИКС, а проходил он в китайском Сямене, проходили двусторонние переговоры. Путину предстояла встреча с премьером Таиланда Праютом Чан-Оча, тот задерживался. На столе рядом с российским лидером лежали оставленные кем-то документы (в тот день в этом зале проходило по 6–7 встреч подряд), которые решил проверить Лавров. Это стало поводом для шутки со стороны Путина: «Непонятно, вы где работаете, в МИДе или разведке. Какую службу возглавляете?»
Из дальнейшего обмена репликами — Лавров: «Просто бумажечку положил» — Путин: «Надеюсь, секретную» — следует, что наш министр какую-то «бумажечку» на всякий случай внимательно изучил. Именно это стало поводом для путинской шутки, в которой шутки, как в известной поговорке, бывает лишь доля, а остальное — отражение сложной гаммы президентских чувств по отношению к объекту шутки.
А если учесть, что буквально за день до этого, 4 сентября, один из самых тонко чувствующих кремлевские эманации людей в российской элите — лидер ЛДПР Владимир Жириновский неожиданно заявил, что в случае, если он станет президентом, то первым делом снимет с должности Лаврова, который-де проводит «слишком мягкую российскую политику», то несложно предположить, что была скорее гамма «ля-минор» нежели «соль-мажор».
Сигналы исчерпаны
Вообще-то, президент уже второй раз за последние четыре месяца шутит на тему «Лавров и секреты». 17 мая на совместной пресс-конференции с премьером Италии Джентилони Путин пошутил, что Лаврову впору выносить замечание или даже выговор за то, что тот не поделился секретной информацией ни с ним, ни с российскими спецслужбами, и «это очень плохо с его стороны». Конечно, это был всего лишь ответ на вопрос журналиста, что он, Путин, думает по поводу очередного скандала в Вашингтоне, возникшего из-за того, что президент Трамп на встрече с Лавровым слил тому секретную информацию относительно разведывательных возможностей США в Сирии и Ираке. Конечно, и тогда все присутствовавшие на пресс-конференции лица из путинского окружения рассмеялись: и Лавров, и Ушаков, и Дворкович, и Сечин... Но тем не менее уже тогда на лице Путина прочитывалось недовольство усилиями МИДа: в отношениях со Штатами все идет не так, как рассчитывали, Россия почти исчерпала набор сигналов о своей готовности к их налаживанию (последним из них, собственно, и стала миссия Лаврова, который прибыл к Трампу 10 мая с посланием Путина), и встречного движения нет и, похоже, не предвидится. Не помогла даже придуманная замом Лаврова Сергеем Рябковым «дорожная карта» нормализации отношений, согласно которой уже к первой встрече Путина и Трампа предлагалось развязать основные внешнеполитические узлы — Сирию, Афганистан, ядерную программу Ирана и, конечно, Украину.
«ВИНУ ЗА ПРОБУКСОВКУ КРЕМЛЬ ВАЛИЛ НА ДИПЛОМАТОВ, НА МИД, НА ПОСОЛЬСТВО В ВАШИНГТОНЕ, КОТОРОЕ ЯКОБЫ ПОСТАВЛЯЕТ НЕПОЛНУЮ ИНФОРМАЦИЮ»
«Вину за пробуксовку Кремль валил на дипломатов, на МИД, на посольство в Вашингтоне, которое якобы поставляет неполную информацию, — делится с NT дипломатический источник в Москве. — Никто не хотел понять, что в Америке сложилась принципиально новая историческая ситуация: с одной стороны, президент, который вроде бы не прочь поладить с нами, с другой — весь истеблишмент — все, и демократы и республиканцы, — настроенный резко против любых шагов навстречу».
Паритет? Пожалуйста!
Настоящим холодным душем для Москвы стало решение Конгресса США принять новый пакет санкций против России, которые обрели статус закона. Это случилось 26 июля. А еще через два дня МИД РФ «предложил» американском посольству в Москве сократить свой штат с 1200 человек до 455: 755 дипломатов и сотрудников должны покинуть Россию до 1 сентября 2017 года. А 30 июля этот шаг Москвы в интервью журналисту Владимиру Соловьеву на «России 1» прокомментировал лично Путин: дескать, теперь американских дипломатов останется в Москве столько же, сколько и наших в Америке, при этом наши меры чувствительны для США, мол, посмотрим, что предпримут теперь американцы, нам бы не хотелось ухудшения. Того, что более 60-процентное сокращение своей ключевой дипломатической миссии США не оставят без ответа, он, казалось, и допустить не мог. Лавров — допускал.
По информации сразу двух дипломатических источников NT, на столь радикальных и притом безотлагательных мерах по отношению к американским дипломатам настоял именно Кремль. Для МИДа же они были крайне несвоевременны. Во-первых, потому, что сам Тиллерсон не раз просил Конгресс повременить с санкциями, а тут, получается, был наказан Госдеп. Во-вторых, по словам одного из источников, на Смоленской площади не просто понимали, что теперь и Конгресс, и санкции уйдут в тень, а разразится настоящая дипломатическая война, но и предвидели — какой именно ответ подготовят Москве американцы. «У нас в Штатах было на одно генконсульство больше. Путин вбросил идею дипломатического паритета — американцы ее тут же подхватили», — иронизирует дипломат.
В филиппинской столице Маниле, где Лавров и Тиллерсон встретились 6 августа на полях министерского форума АСЕАН, чтобы, как сочли некоторые осведомленные наблюдатели, попытаться договориться о еще одной зоне деэскалации в Сирии, наш министр услышал от госсекретаря: «Ждите ответа».
Встреча Министра иностранных дел России С.В. Лаврова с Госсекретарем США Р. Тиллерсоном, Манила, 6 августа 2017 года. Фото: mid.ru
«Ответка» из Вашингтона пришла 31 августа: России предписано закрыть генконсульство в Сан-Франциско и еще два здания в Вашингтоне и Нью-Йорке, формально использовавшихся под нужды торгпредства, российские дипломаты должны покинуть все здания до 2 сентября. 1 сентября Лавров, выступая с традиционной (по случаю начала учебного года) речью в МГИМО, не дает волю эмоциям. Россия, сетует он, «не ищет ссоры» с США, Москва готова конструктивно взаимодействовать с Вашингтоном, хотя «для танго нужны двое, а США исполняют индивидуальный брейк-данс». При этом министр оговаривается, что накануне, 31-го, ему звонил Рекс Тиллерсон и предупредил о новых мерах США по отношению к российским дипломатам.
«У нас в Штатах было на одно генконсульство больше. Путин вбросил идею дипломатического паритета — американцы ее тут же подхватили»
Комментарии Лаврова резко контрастируют с реакцией Кремля. А там — негодуют, особенно по поводу закрытия генконсульства РФ в Сан-Франциско. «Это настоящее рейдерство», — клеймит позором американцев Юрий Ушаков. Над зданием закрывающегося генконсульства в Сан-Франциско тем временем виден черный дымок, идет срочное уничтожение документов (впоследствии наши дипломаты получат еще и штраф от городских властей Сан-Франциско — за нарушение экологических норм). 2 сентября в генконсульство приходят с обыском американские силовики и сразу же отправляются на крышу, уставленную антеннами. Лавров молчит. 4 сентября в унисон Кремлю клеймит «государственное хулиганство» США его зам Сергей Рябков.
По информации источника NT, «руководству МИДа пришлось в те дни выслушать немало упреков от руководства страны — дескать почему решение о закрытии генконсульства в Сан-Франциско застало всех врасплох, обязаны были просчитать этот вариант».
Дипломатический источник NT в Вашингтоне дал понять, что решение закрыть генконсульство в Сан-Франциско для стоящей у руля власти в России чекистской корпорации должно было быть абсолютно ожидаемым. Еще в годы СССР калифорнийское генконсульство опекало 16-е управление КГБ, занимавшееся электронным, технологическим шпионажем. По мере того как росла и развивалась находившаяся рядом Силиконовая долина, значение генконсульства для российских спецслужб, использовавших его в своих целях, только возрастало. Дипломатический скандал, по словам американского дипломата, позволил Америке одним махом решить эту проблему, а российские спецслужбы лишились важного плацдарма на Западе США.
Руководству МИДа пришлось в те дни выслушать немало упреков от руководства страны — дескать, «почему решение о закрытии генконсульства в Сан-Франциско застало всех врасплох, обязаны были просчитать этот вариант»
И тут самое время вернуться к началу этого текста, к Генассамблее ООН. По Вашингтону в последнее время упорно курсируют слухи о скором уходе Рекса Тиллерсона с поста госсекретаря, на смену ему прочат Никки Хейли, нынешнего постпреда США при ООН. Лавров наверняка знает об этих слухах и захочет пообщаться с Хейли, чтобы лучше понять ее кредо. Правда, еще в июле этого года сама Хейли уверенно заявила: «США никогда не будут доверять России в вопросах кибербезопасности». Диалог с ней будет выстраивать куда сложней, чем с Тиллерсоном. А уж методами симметричной дипломатической войны — точно ничего не добиться.
Читайте также: «Политика вчерашних», «Русские сезоны» в Вашингтоне. Акт второй»