#Кризис

Ставка на банкрота

11.09.2017 | Евгений Бай

Как «Роснефть» пытается спасти правящий режим Венесуэлы от финансового краха

vladtime_ru-sechin-maduro-site.jpg

Президент Венесуэлы Николас Мадуро и глава «Роснефти» Игорь Сечин. Фото: vladtime.ru

Экономические санкции, наложенные правительством США в конце августа 2017 года на Венесуэлу, поставили правительство Мадуро в труднейшее положение. Венесуэла теперь лишена возможности торговать в Америке ценными бумагами государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela (PDVSA), чьи доходы от экспорта составляют 96% всех валютных поступлений страны. Таким образом, сама PDVSA больше не может торговать своим долгом. А между тем очень скоро, в октябре-ноябре, PDVSA должна выплатить по своему внешнему долгу $3,5 млрд, тогда как валютные запасы Венесуэлы составляют всего $10,8 млрд, бóльшая часть которых хранится в золотых слитках. Чтобы избежать дефолта, Венесуэла обращается с протянутой рукой к двум своим главным спонсорам — Китаю и России.

ministerio_del petroleo_de_venezuela_flickr-site.jpg

Фото: flickr.com

«Из Венесуэлы нас не выгнать»

В Пекине с первых дней сентября находится венесуэльская делегация, которая пытается убедить китайские власти бросить им спасательный круг. Однако, как пишет американская газета El Nuevo Herald, «шансы того, что Китай отреагирует на мольбу правительства Мадуро, минимальны».

Иная реакция у российской компании «Роснефть» — та уже предоставила Венесуэле кредит на $6 млрд, из них $1,5 млрд получила непосредственно PDVSA, партнерская компания «Роснефти». Но поможет ли спасительная соломинка от Игоря Ивановича Сечина погасить долги, в которых тонет PDVSA, — большой вопрос.

Уровень добычи нефти в Венесуэле стремительно падает: сейчас страна производит 1,9 млн баррелей в день, при том что в конце 2015 года добыча составляла 2,5 млн, а до прихода к власти Уго Чавеса в 1999 году — 3,4 млн. У PDVSA нет валютной ликвидности, шансы на получение кредитов на Западе у нее нулевые, инфрастуктура разваливается, опытные кадры бегут за границу. По оценке рейтингового агентства Fitch, возможность дефолта компании очень высока. Независимые венесуэльские эксперты полагают, что это случится в первой половине будущего года.

Но сигналы о возможном коллапсе венесуэльской нефтянки «Роснефть» не пугают. «Мы продолжим работу в Венесуэле и намерены наращивать сотрудничество в сфере ТЭК, — заявил недавно глава компании Игорь Сечин. — Как я уже неоднократно повторял, мы никогда оттуда не уйдем, и никто нас не сможет оттуда выгнать».

Однако на случай венесуэльского дефолта «Роснефть» все-таки подстраховалась. Она получила в разработку три крупных нефтяных месторождения в штате Сулиа и самое главное — приобрела в залог 49,9% акций американской «дочки» PDVSA, компании Citgo, штаб-квартира которой находится в Хьюстоне (штат Техас).

keyword-suggestions_com-site.jpg

Штаб-квартира компании Citgo в Хьюстоне. Фото: keyword-suggestions.com

Citgo — главный бриллиант в нефтяной короне Венесуэлы. У нее три крупных нефтеперерабатывающих завода на территории США (в Техасе, Луизиане и неподалеку от Чикаго), которые перерабатывают до 750 тыс. баррелей сырой нефти в день. Ей принадлежат 48 терминалов в 20 штатах страны и тысячи бензоколонок от Калифорнии до Мэна. Вот вокруг этой компании в Америке и разгорелся сыр-бор.

На случай венесуэльского дефолта «Роснефть» все-таки подстраховалась. Она получила в разработку три крупных нефтяных месторождения в штате Сулиа и самое главное — приобрела в залог 49,9% акций американской «дочки» PDVSA, компании Citgo, штаб-квартира которой находится в Хьюстоне (штат Техас)

Лакомый кусок

Первые сообщения о том, что «Роснефть» хочет прибрать к рукам близкий к контрольному пакет акций Citgo, появились еще весной этого года и сразу вызвали озабоченность американских законодателей. Ряд видных сенаторов, как демократов, так и республиканцев — Бен Кардин, Марко Рубио, Тим Кейн, Боб Менендес, Джон Маккейн, — подготовили законопроект, который стал бы ответом Вашингтона на подавление демократии в Венесуэле (см. NT № 14 от 14 апреля 2017 года). Часть законопроекта касается непосредственно Citgo: сенаторы потребовали от президента Трампа не допустить передачи компании в руки «Роснефти». По их мнению, обладание столь большим пакетом акций позволит России негативно влиять на нефтяной рынок США и одновременно преодолевать экономические санкции, наложенные на нее в 2014 году после захвата Крыма и вторжения в Донбасс.

Письмо с этим требованием было отправлено с Капитолийского холма министру финансов США Стивену Мнучину. Тот не ответил на него в положенный срок, но сенаторы продолжили борьбу, и вот теперь, как сообщает информированная The Wall Street Journal, она увенчалась успехом. Администрация Дональда Трампа, по данным газеты, твердо намерена заблокировать российско-венесуэльскую сделку, которая дала бы «Роснефти» контроль над важными активами в сфере нефтепереработки в Америке.

АДМИНИСТРАЦИЯ ДОНАЛЬДА ТРАМПА, ПО ДАННЫМ THE WALL STREET JOURNAL, ТВЕРДО НАМЕРЕНА ЗАБЛОКИРОВАТЬ РОССИЙСКО-ВЕНЕСУЭЛЬСКУЮ СДЕЛКУ, КОТОРАЯ ДАЛА БЫ «РОСНЕФТИ» КОНТРОЛЬ НАД ВАЖНЫМИ АКТИВАМИ В СФЕРЕ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ В АМЕРИКЕ

Белый дом пришел к простому выводу: дефолт PDVSA неминуем, следовательно, компания станет легкой добычей русских — уровень угрозы от приобретения «Роснефтью» Citgo в глазах американской администрации резко повысился. Как пишет WSJ, передача «Роснефти» НПЗ, нефтяных терминалов и бензоколонок будет остановлена Комитетом по иностранным инвестициям (CFIUS), который вправе блокировать любую операцию, угрожающую национальной безопасности США.

В борьбу за НПЗ и нефтяные терминалы Citgo включились и крупнейшие американские нефтяные компании. Одна из них, ConocoPhilips, еще в январе этого года подала иск против «Роснефти». В свое время собственность Conoco была экспроприирована Уго Чавесом, при этом компания не получила никакой компенсации. Теперь она претендует на три НПЗ Citgo для возмещения понесенного ущерба.

«Бонды на голоде»

Введя 25 августа экономические санкции против Венесуэлы, администрация Трампа запретила американским финансовым институтам заключать сделки по бондам PDVSA и фактически призвала инвесторов покинуть Венесуэлу. Но — существенная деталь — речь идет только о вновь выпущенных ценных бумагах. Тогда как старые остались вне запрета. А они по-прежнему остаются сверхлакомым куском для американских инвесторов. «Покинуть Венесуэлу очень трудно», — не без иронии констатирует агентство Bloomberg. И объясняет: несмотря на неумолимо приближающийся дефолт, Мадуро предлагает зарубежным инвесторам не виданные в мире проценты по (старым) бондам, которые растут в цене как на дрожжах. Так, бумаги PDVSA только за последнюю неделю августа дали доходность в районе 1,7%. «Правительство Николаса Мадуро лишает население медикаментов и продовольствия, чтобы избежать дефолта по своим внешним обязательствам, в результате чего один из профессоров Гарварда назвал эти бумаги «бондами на голоде» («hunger bonds»), — пишет Bloomberg.

НЕСМОТРЯ НА НЕУМОЛИМО ПРИБЛИЖАЮЩИЙСЯ ДЕФОЛТ, МАДУРО ПРЕДЛАГАЕТ ЗАРУБЕЖНЫМ ИНВЕСТОРАМ НЕ ВИДАННЫЕ В МИРЕ ПРОЦЕНТЫ ПО БОНДАМ PDVSA, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЦЕНЕ КАК НА ДРОЖЖАХ

В мае 2017 года часть облигаций PDVSA cпешно скупили банки Goldman Sachs и Nomura — сделка вызвала гнев венесуэльской оппозиции. По словам спикера контролируемой оппозицией Национальной ассамблеи (парламента) Хулио Борхеса, Венесуэла, получившая от этой сделки $850 млн, свыше $300 млн потратила не на покупку продовольствия для голодающих граждан и не на медикаменты, а на приобретение российского вооружения. То есть «бондами на голоде» венесуэльские власти пытаются подавить антиправительственные демонстрации, которые продолжаются в стране, начиная с апреля.

Читайте также: «И. Сечин. «Колбаса». Пьеса в одном акте (пока)»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.