Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Выставки

«Власть сейчас так бредит, что я за ними просто не успеваю»

15.11.2015 | Демченко Ирина

В Лондоне открылась выставка российского художника- карикатуриста Алексея Меринова

Выставку можно было назвать чрезвычайно успешной еще до ее официального открытия: буквально за сорок минут собирающиеся на открытие гости раскупили 31 картинку из сорока, что были развешаны на трех этажах лондонского Пушкинского дома (Пушкин-Хауза) — российского культурного центра. А после окончания мероприятия на стенах осталось буквально несколько картинок, не помеченных оранжевым кружочком — «продано».

Одна из выставленных карикатур Алексея Меринова

Удачная ниша 

На вопрос NT, сколько стоят предметы его экспозиции, Меринов ответил неожиданно: «Не знаю, сколько они стоят, и даже не спрашивал у устроителей (выставки). Я с деньгами никогда не дружил». И добавил, что, когда готовил эту выставку, не знал, что карикатуры будут продаваться — готовил ее просто как выставку своих работ.

В разговоре NT перед открытием выставки Меринов, с 1983 года — художник-карикатурист в газете «Московский комсомолец», подчеркнул, что обожает свою работу, и приоткрыл секреты творческого процесса: «Мне присылают статью или звонят по телефону из редакции и рассказывают суть статьи. Если я не придумал картинку в течении пяти минут, я впадаю в истерику. Мне кажется, что я изрисовался, что я больше ничего не могу… Но потом все равно все получается. Рисую картинку примерно один час, потом — отсканировал, послал в редакцию — и все, забываю о ней на другой день. Замечательную нишу я себе нашел. Или она меня нашла».

До прихода в газету Меринов работал декоратором в театре, и там был совсем другой цикл — полгода на подготовку декораций: «Когда выходит спектакль, ты эти декорации уже ненавидишь. А тут (в газете) все за час сделано».

Алексей Меринов

Тема — «воруют»

С 1991 года «Московский комсомолец» ежедневно выходит с карикатурами Меринова, а с 1995 года в каждом номере газеты публикуется по 2-3 его рисунка. 

«По большому счету, я все время рисуют на одну тему, которую еще Карамзин определил как «воруют»… Есть, конечно, ограничения. Скажем, я рисую антифашистскую карикатуру, а редакция мне говорит: «Ты только свастику не рисуй, потому что Роскомнадзор сделает нам предупреждение. Изображение свастики в России запрещено». Но ведь это карикатура против фашизма, а не в его поддержку!». По словам художника, в современные времена он, тем не менее, ни разу не нарвался на неприятности — в отличие от 90-х, когда «не вылезал из судов».

Редакция мне говорит: «Ты только свастику не рисуй, потому что Роскомнадзор сделает нам предупреждение. Изображение свастики в России запрещено». Но ведь это карикатура против фашизма, а не в его поддержку!» 

«Нас, карикатуристов, которые работают в СМИ в России, сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки. Сережа Тюнин, Игорь Макаров — они, я считаю, мои учителя», — сказал он. А на вопрос NT о творчестве Сергея Елкина ответил: «Елкин — большой молодец, у него очень хорошие картинки».

К самому себе Меринов, по его собственному признанию, «не относится серьезно»: «Ненавижу слово «творчество» вообще, а по отношению к себе — особенно».

Впрочем, слово «философия» у него тоже, как выяснилось, не в почете. Рисует же Алексей «не сюжетно, а содержательно»: «Люблю сказки, басни — поэтому много таких сюжетов. Ну, и потом власть сейчас так бредит, что я за ними просто не успеваю. Там есть такие персонажи и сюжеты, что уже и не нарисуешь карикатуру злее и острее (происходящего в реальности)».

Государство, которое сердится 

На просьбу NT прокомментировать ситуацию с карикатурами на гибель российского самолета в Египте во французском журнале «Шарли Эбдо», художник ответил: «Они, конечно, злые. Такие левые анархисты. Это их стиль — за него, за свои взгляды они заплатили страшную цену».

«Понимаете, у нас государство вдруг начало обижаться. А государство обижаться не имеет права. Про этот французский журнал у нас никто не знал до нападения на его редакцию. Зато теперь все делают о нем заявления

При этом Меринов советует уметь «читать» карикатуру: «Не надо реагировать на внешний ряд. Да, жестко нарисовано, но такой у них стиль по всем поводам, в том числе и о трагических событиях в самом этом журнале. Тут, знаете, так: не нравится — не смотри».

Помолчав немного, Меринов добавил: «Понимаете, у нас государство вдруг начало обижаться. А государство обижаться не имеет права. Про этот французский журнал у нас никто не знал до нападения на его редакцию. Зато теперь все делают о нем заявления».

Выставка карикатур Меринова в Пушкин-Хауз продлится до 19 ноября. В жизни художника это вторая выставка-продажа и первая вообще выставка за рубежом. Картинки для нее он рисовал последние семь месяцев — черно-белые прорисовывал в цвете, увеличивал изображения, некоторые создавал заново. Меринов специально отбирал большинство работ без слов, которые он использует в своем творчестве очень активно, чтобы не было трудностей с пониманием сюжета у британской публики. Их и не было — пришедшие на открытие только жалели, что картинок так мало. Каждая из них, как сказали устроители, продается за pounds 250.

« Картинки с выставки »*

* « Картинки с выставки » — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Фото: Pushkin House (Пушкин-Хауз), Лондон


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.