Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Выставки

Война с искусством

24.06.2014 | Соломонов Артур

В Нью-Йорке показали произведения художников, которые в гитлеровской Германии были объявлены «оскорбляющими нацию»

Макс Бекман. «Исход», 1932–1935 гг. /иллюстрация предоставлена Neue galerie/Нью-Йорк В Нью-Йорке, в Neue Galerie, проходит выставка «Дегенеративное искусство: атака на искусство авангарда в нацистской Германии». Здесь представлены картины художников, которые были объявлены чуждыми и даже враждебными немецкому народу. Их работы были показаны на знаменитой выставке 1937 года в Мюнхене, которая так и называлась — «Дегенеративное искусство». Судьбы художников, чьи произведения были представлены на этой выставке, сложились трагически, а их картины и скульптуры вошли в историю изобразительного искусства. Оскорбить нацию насмешкой

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Групповой портрет участников группы «Мост», 1925–1926  гг.

Оскар Кокошка. Автопортрет для журнала «Der Sturm». 1910 г.

Пауль Клее. «Рыбак», 1921 г. К «Дегенеративному искусству» были причислены 730 работ 112 художников из фондов ста одного музея. Выставка 1937 года стала апофеозом четырехлетней публичной порки отдельных художников и целых направлений в искусстве. Это был итог до мелочей продуманного процесса по маргинализации и уничтожению неугодных мастеров и течений, а вместе с тем прославления и утверждения художников, преданных идеалам национал-социализма. Потому не случайно в Мюнхене были открыты одновременно две экспозиции: «Большая германская художественная выставка» («правильное» искусство было представлено в Немецком доме культуры) и «Дегенеративное искусство» (в Мюнхенском археологическом музее). 18 июля 1937 года, на открытии «правильной» выставки, Адольф Гитлер заявил: «Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм не имеют ничего общего с немецким народом… Я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные, которые страдают острым расстройством зрения, плоды своего болезненного видения пробовали навязать окружающему миру или даже пытались возвести это в ранг «искусства»… Возможно, что они стараются оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания… Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения». Очищение, как говорили нацисты, «храма искусства» было последовательным и прекрасно организованным. Одна из жертв этого «очищения», выдающийся художник Эрнст Людвиг Кирхнер, не выдержав гонений и запрета на профессию, покончил с собой. За год до самоубийства он написал: «Я глубоко потрясен немецкими событиями, однако польщен тем, что коричневые картиноборцы преследуют и уничтожают мои произведения. Счел бы позором для себя, если бы они отнеслись ко мне более терпимо». Борьба с неугодными художниками началась в 1933 году, сразу после прихода нацистов к власти. С этого момента началось разделение искусства на истинно арийское и антинемецкое. Камеры ужаса В феврале 1933 года вышел «Указ имперского президента о защите народа и государства», фактически отменявший свободу печати и все общественные организации. Уже через месяц, в марте того же года, одна из ведущих нацистских газет выступила против художников-космополитов, а также большевистски настроенных художников. Газета призывала новое правительство, и в первую очередь Гитлера, поскорее разобраться с этими художниками. В апреле 1933 года был принят закон о восстановлении профессионального чиновничества. Одним из главных его положений стал запрет представителям других рас (в основном евреям) и политически неугодным чиновникам трудиться в государственных учреждениях. Сразу же были уволены тысячи служащих. Конечно, пострадали и учреждения культуры. Тогда же началось шельмование неугодных художников: в Нюрнберге, Мангейме, Дрездене и Хемнице начали устраивать выставки так называемых «Камер ужасов в искусстве», где на посмеяние выставлялись авангардистские полотна и скульптуры. По настоянию Геринга был закрыт Баухаус. Запрещен также Веркбунд — объединение архитекторов новой, творчески прогрессивной волны. В Академии художеств началась чистка: избавлялись от художников-евреев, авангардистов и представителей марксистской ориентации в искусстве. Осенью 1933 года случилось самое важное событие в истории искусства Третьего рейха — создание имперской Палаты культуры, во главе которой встал Йозеф Геббельс. Цель создания этой палаты — помощь государству «в борьбе против вредных и поддержке ценных сил в культуре». В Палате было семь отделов — кино, литературы, печати, радио, музыки, театра, изобразительных искусств. Со временем они тоже стали палатами. „  

«Возможно, художники стараются оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой»  

”  Право на профессиональные занятия творчеством получили только члены Палаты. Естественно, вступить в Палату не могли евреи (родовое древо каждого претендента исследовалось до 10 колена) и художники-авангардисты. Члены Палаты пользовались серьезными привилегиями. Например, когда у них не было заказов, им выдавались государственные субсидии. То есть они получали деньги, когда были фактически безработными. В необычайно краткий срок обласканные государством художники создали сверхдейственное агитационное искусство. Оно способствовало тому, что всего за шесть лет — с 1933 по 1939 год — в немецком самосознании произошел колоссальный переворот. Роль искусства в этом перерождении огромна. Конечно, далеко не все художники, вступившие в эту Палату, были яростными национал-социалистами. Большинство всячески уклонялось от требований агитационного искусства, продолжая писать свои картины и пейзажи. Но иногда на них спускалась разнарядка: написать портрет фюрера или местного гауляйтера. Художники, которые не были членами Палаты, до 1936 года еще имели право писать. Но у них не было возможности купить ни краски, ни кисти, ни холсты. Все магазины для художников были взяты под контроль. Приобрести там необходимые для творчества материалы можно было только по предъявлении членского билета. Были и художники, которым официально запрещали заниматься творчеством. В число «запрещенных» попал, например, Эрнст Барлах, известный всей Европе художник. Он перенес три инфаркта, пытаясь работать тайком. Потому что около его дома всегда находились добровольные шпионы, надеясь увидеть, что он что-то рисует или лепит из глины, и доложить куда следует. После третьего инфаркта Барлах умер.

Лазарь Сегал. «Вечные странники», 1919 г. Судеб, искалеченных такой жестокой селекцией, было множество. А к выставке «Дегенеративное искусство» уже были выработаны критерии, по которым можно было определить степень вредоносности произведения искусства: 1. Нарочитое искажение натуры (Э.Л. Кирхнер, О. Дикс, В. Моргнер). 2. Издевательское отношение к религии (Э. Нольде, П. Клее). 3. Наличие большевистского и анархического подтекста (Г. Гросс). 4. Политическая тенденциозность, в том числе пропаганда марксизма и антивоенного саботажа (Дж. Хартфилд, О. Дикс). 5. Моральное разложение и увлечение темой проституции под видом социальной критики (О. Дикс, Э.Л. Кирхнер). 6. Утрата национального (расового) сознания и увлечение экзотикой примитивных народов (художники «Моста»). 7. Утверждение человеческого идеала в виде идиотов, кретинов и паралитиков (О. Кокошка, художники «Моста»). 8. Стремление изображать только иудейскую натуру (Л. Майднер, О. Фрейндлих). 9. Утрата здравого смысла ввиду болезненности воображения (И. Мольцан, В. Баумайстер, К. Швиттерс).

Эрнст Барлах. «Берсерк», 1910 г. После После закрытия выставки произведения были проданы на аукционах в Швейцарии. Картины, которые продать не удалось, ждала печальная участь. 20 марта 1939 года в Берлине во дворе Главной пожарной охраны было сожжено 1004 картины, 3825 акварелей, рисунков и графики — работы Нольде, Шмидт-Ротлуфа, Хеккеля, Дикса, Гросса, Кольвиц. Отто Дикс уехал в деревню и писал там тайно, правда — исключительно пейзажи. Эмиль Нольде вместе со своей женой уединился в деревне Зеебюль, где тайком писал картины размером с ладонь и закапывал их в землю. Элфриде Лозе-Вехтлер, как еврейка и «психически неполноценный» человек, была подвергнута насильственной эвтаназии… Сейчас картины художников, участвовавших в выставке «Дегенеративное искусство», признаны достоянием истории культуры. Те произведения, которым удалось выжить, находятся в знаменитых музеях и частных коллекциях.  иллюстрации предоставлены Neue galerie/Нью-Йорк


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.