Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Выставка

Человек-собака увековечен

27.10.2014 | Шаталов Александр

В музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Перформанс в России: картография истории»

В современном искусстве зрителей более всего раздражает, конечно, перформанс. Однако если сфокусироваться на отечественной аудитории, то среди раздражителей на первом месте будет стоять «Черный квадрат» Малевича и только потом — перформанс. Несмотря на массовое негативное отношение к этому жанру, Музей современной культуры «Гараж» решил открыть выставку «Перформанс в России: картография истории». Возможно, здесь решили, что пословица «клин клином вышибают» может относиться и к восприятию современных художественных жанров.

Четыре минуты тишины

Кураторы музея работали над выставкой с 2011 года и постарались настолько обобщить и придать исторический размах этой теме, что отнесли к перформансу даже то, что к этому направлению не имеет отношения. То есть историю перформанса они предлагают вести с художественных опытов авангардистов 1910—1920 годов. Так возник повод говорить о 100-летней истории перформанса в России.

На самом деле, к этому жанру относят произведения современного искусства, представляющие собой исполнение одним художником или группой некоторого действия по заранее задуманному плану. В отличие от театра, участники акции исполняют совершенно реальные действия, которые не изображают ничего и никого иного, кроме их самих. Ценность перформанса заключается в простоте сюжета и изобразительных средств. Но и главное — в том эмоциональном, эстетическом, смысловом посыле, который передают зрителям участники. То есть насколько оригинальна и глубока будет мысль, настолько интересным получится действие. Впервые термин «перформанс» был использован в 1952 году композитором Дж. Кейджем, исполнившим на сцене «4’33”» («4 минуты 33 секунды тишины»).

Реконструкция декораций Любови Поповой к спектаклю Вс. Мейерхольда «Великодушний рогоносец». Москва, 1922 г.

Олег Кулик рычал и кусался во всех городах мира.  Нью-Йорк, 22 апреля 1997 г.

Белый дом и спущенные штаны

Выставка «Перформанс в России: картография истории» начинается с русских авангардистов, а именно с футуристической оперы Михаила Матюшина, Алексея Крученых и Казимира Малевича «Победа над солнцем» (1913). Отсылку к этой опере мы могли видеть во время церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Именно в декорациях этой оперы впервые возник и знаменитый «Черный квадрат» Малевича. Безусловно, никаким перформансом эта опера не являлась. В контексте данной выставки она лишь пример того, как старые изобразительные формы начали терпеть поражение с наступлением нового времени. Кураторы экспозиции напоминают и о других театральных постановках тех лет — о работах Варвары Степановой*, о Мейерхольде, Любови Поповой**. Список этот можно продолжать довольно долго, поскольку все искания русских художников начала ХХ века были связаны именно с поисками новых изобразительных форм.

*Варвара Степанова (1894–1958) — советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, дизайнер, жена фотографа Александра Родченко.

**Любовь Попова (1889–1924) — русская-советская художница-авангардистка, работавшая в стилях: супрематизм, кубизм, кубофутуризм.

Куда интереснее и важнее попытка архивировать и систематизировать перформансы как жанр, с которым начали работать художники 80–90-х годов — Дмитрий Пригов, Александр Бренер, Авдей Тер-Оганьян, Анатолий Осмоловский.

12 апреля 1991 года возглавляемая Осмоловским группа «ЭТИ» («Экспроприация Территории Искусства») выложила своими телами на Красной площади «слово из трех букв». Как объясняли авторы, действия группы «ЭТИ» были направлены против закрепления запрета на употребление ненормативной лексики в общественных местах (КоАП, ч. 1 ст. 20.1). Примерно тогда же Бреннер, одетый в боксерские трусы и с боксерскими перчатками на руках, вызывал на Лобном месте Ельцина на бой. 20 октября 1993 года А. Осмоловский, А. Бренер, О. Мавроматти и В. Шугалей снялись на фоне обгоревшего Белого дома со спущенными штанами: «Мы оделись в черные майки, что обозначало верхнюю, сгоревшую часть Белого дома, а так как нижняя часть Белого дома — белая, то логически это требовало снять штаны. Одновременное снятие штанов в древнерусской культуре называлось «позором», ну а позор — точное определение расстрела российского парламента, произведенного Ельциным…»

Уже по этим примерам можно увидеть, что акции художников носили ярко выраженный социальный характер. Что, впрочем, характерно не только для русских перформансов. Этим отличались работы Ива Кляйна***, Йозефа Бойса****, Йоко Оно***** и других художников.

***Ив Кляйн (1928–1962) — французский художник, один из основоположников современного перформанса.

****Йозеф Бойс (1921–1986) — немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

*****Йоко Оно — японская авангардная художница, вдова Джона Леннона.

Бешеный пес выходит на охоту

Значительный прорыв в этом направлении сделал Олег Кулик, после долгих исканий остановившийся на образе «человека-собаки». 25 ноября 1995 года он вместе с Александром Бренером провел акцию «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», где впервые появился в образе собаки. Голый человек с ошейником и на поводке скакал по деревьям и машинам, бросался на людей и даже выскочил на проезжую часть. Позднее в этом образе он прошествовал по многим европейским странам, устраивая перформансы как на улицах городов, так и в галерейном и выставочном пространстве.

История перформансов на выставке в «Гараже» доведена до наших дней, когда перформанс приобретает признаки акционизма: в этом случае художники уже стремятся стереть грань между искусством и действительностью, вовлекая в действие зрителей. Почти все акции таких художников вызывают огромный общественный резонанс: таковы были действия групп «Война» и Pussy Riot. Цель — показать несовершенство современного общества. Ту же задачу выполняли акции Петра Павленского, одна из которых была совершена на Красной площади — это сакральное место, как видим, по-прежнему привлекает отечественных художников.

Но главная ценность выставки в том, что здесь предпринята попытка каталогизировать информацию о почти двухстах российских перформансах, большинство из которых существовали очень короткое время — от нескольких минут до нескольких часов или дней. Благодаря этому увековечено самое эфемерное из искусств.

фото: Юрий Пальмин/Музей современного искусства «Гараж», Peter Morgan/Reuters


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.