Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Выставка

Голые люди

14.09.2016 | Шаталов Александр | №29 (417) 12.09.16

Выставка знаменитого фотографа Джона Стерджеса  в центре фотографии имени братьев Люмьер закрыта раньше срока. Это случилось  в воскресенье, 25 сентября, после того как выставка была атакована представителями общественной организации “Офицеры России”. Ранее  член Совета Федерации Елена Мизулина заявила, что   выставка является  “пропагандой педофилии”,  и детский  омбудсмен Анна  Кузнецова обратилась в прокуратуру с просьбой проверить выставку на предмет детской порнографии. The New Times рассказал о выставке , когда она только открылась

Художник работает с обнаженной натурой в естественных условиях, где место и отсутствие одежды стирают все приметы времени

Выставка в Москве — безусловное событие осенних месяцев. Фотографий не так много, около сорока, но они отборные, начиная с 70-х годов прошлого века по наше время.

Без смущения

Когда-то Джок Стерджес вел вполне скромный образ жизни. Он отслужил в армии, где был главным фотографом военной базы в Японии, в 1970-м демобилизовался и осуществил мечту своих давних лет — отпустил волосы. Потом поступил в колледж Мальборо, где изучал педагогическую психологию. После окончания колледжа преподавал в разных учебных заведениях, работал фотографом, занимался в основном съемками портретов, моды и рекламы. Позже защитил в Сан-Франциско степень магистра искусств. «Это была самая бесполезная с моей стороны трата денег — восемь тысяч долларов», — признавался он позднее.

Параллельно Стерджес занимался тем, что его по-настоящему увлекало. Вот уже около сорока лет он фотографирует нудистские семьи на пляжах Франции, Северной Калифорнии, Нидерландов и Ирландии. Замысел состоит в том, чтобы работать с обнаженной натурой в естественных условиях, где место и отсутствие одежды стирают все приметы времени. На протяжении десятилетий Стерджес возвращается в одни и те же места, запечатлевая свои модели в разные периоды их жизни. Сейчас Джок фотографирует уже третье поколение своих героев. Можно смело утверждать, что он давно уже стал в этом сообществе своим человеком, другом, а часто и помощником. Неслучайно выставка называется «Без смущения». Люди позируют фотографу так естественно и радостно, что даже на снимках видно: единение с природой и желание по возможности в обыденной жизни обходиться без одежды — их счастливый, сознательный и радостный выбор.

Сейчас Джок фотографирует уже третье поколение своих героев


 

Беззащитное тело

Слава пришла к фотографу внезапно и в сопровождении скандала, что сделало его сразу всемирно известным. Произошло это рано утром 25 апреля 1990 года, когда полицейские Сан-Франциско, сопровождаемые агентами ФБР, ворвались в его студию. У художника конфисковали компьютер, фотоаппараты, негативы и фотографии — все, что было связано с его профессиональной деятельностью. Это был шок, который потряс и самого Стерджеса, и многих американцев, связанных с фотографией. Через несколько дней после обыска в студии его имя знали даже те, кто никогда не держал фотоаппарата в руках. После многочисленных репортажей по телевидению и статей в газетах это имя стало почти нарицательным.

Активисты христианских общин США устраивали демонстрации вокруг книжных магазинов, где продавались альбомы фотографий Стерджеса, возмущенные пуритане требовали изъять их и уничтожить

Впоследствии действия ФБР и полиции были признаны незаконными, суд Сан-Франциско не стал предъявлять Стерджесу каких-либо обвинений, ему вернули арестованные негативы, но инцидент показал, что снимать обнаженную натуру небезопасно. Активисты христианских общин США устраивали демонстрации вокруг книжных магазинов, где продавались альбомы фотографий Стерджеса — он выпустил их более десятка. Возмущенные пуритане требовали изъять и уничтожить фотоальбомы. А в штате Алабама в конце 1990-х годов работы Стерджеса и еще одного мастера, британского фотографа и кинорежиссера Дэвида Гамильтона, были запрещены как «фотографии лиц моложе 17 лет, совершающих неприличные действия». И это при том, что юные особы, запечатленные на снимках, не совершают вообще никаких действий. «Я слишком долго был углублен в свою работу и забыл, что homo sapiens не всегда таков, каким он предстает на моих фотографиях, — и это очень наивно с моей стороны», — признавался позднее фотограф.

Обнаженность и сейчас воспринимается как некий вызов общественному мнению

Консервативная американская общественность обвинила его в том, что он занимается порнографией. Фотографа спасло то, что он работал с девочками и девушками из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Чтобы позировать, они не раздевались специально — они были обнаженными до его прихода и не думали одеваться после того, как он закончил съемку. Для них нагота была естественна, им и в голову не могло прийти, что какие-то взрослые люди могут найти в этом извращение.

Наедине с природой

С нудизмом (или натуризмом, от английского nature — природа) теснейшим образом связаны проблемы сексуальности, религиозности, табуированности. В отличие от времен античности, в последующие века публичная нагота стала восприниматься как нечто неестественное и постыдное, оскорбляющее как тех людей, которые обнажены, так и тех, кто мог эту наготу наблюдать. Даже в наши дни отношение к наготе неоднозначно. Поэтому обнаженность всегда воспринимается как некий вызов общественному мнению.

В качестве организованного течения натуризм начал формироваться в Германии в конце XIX века, когда были опубликованы две работы, ставшие основополагающими в этой области: «Культ наготы» врача и психиатра Генриха Пудора и «Нагота» Рихарда Унгевиттера. Суть их сводилась к необходимости жить в согласии с природой. Авторы говорили о пользе занятий гимнастикой и физкультурой и пропагандировали вегетарианство. Это было и эстетическое движение. Немецкий фотограф барон Вильгельм фон Гледен в 1890-х фотографировал обнаженную натуру на восточном побережье Сицилии. Здесь соединилась провинциальная итальянская деревенская жизнь с античными руинами полуразрушенных храмов, римских цистерн и акведуков. Его снимки широко публиковались и продавались. В 1899 году в журнале «Мир искусства» (№№ 7–12) Зинаида Гиппиус опубликовала заметки, рассказывающие о вечерах на вилле фон Гледена. Среди гостей фотографа были принц Август Вильгельм Прусский, Эдуард VII Английский, Альфонсо XIII Испанский, Рихард Штраус, Маркони, Оскар Уайльд, Элеонора Дузе, Габриэле Д'Аннуцио, Анатоль Франс… Гости пили на темном балконе кофе и легкое сицилийское вино: «Из сада пахло розами, еще какими-то сырыми, ночными цветами и темным влажным теплом».

Для девушек из нудистских общин нагота естественна, им и в голову  не приходит, что в этом можно найти извращение

В 1936 году, спустя пять лет после смерти фотографа, его работы были уничтожены фашистской полицией Италии как порнографические. История ХХ века — это история взаимоотношений человека со своим обнаженным телом. И история противостояния, в том числе политического. Но по большому счету противостояния не классового, не социального, не культурного даже, а личностного. Последовательными натуристами были Бернард Шоу и Альбер Камю, Лев Толстой и Альберт Эйнштейн.

«…Чем больше нам удастся побыть на солнце и в воде, тем лучше! Ах, Фрид, как это чудесно, когда имеешь возможность сбросить с себя все и подставить себя солнечным лучам! И подумай, я рассказала о солнечных ваннах своей подруге, и она нашла это очень непристойным. В самом деле, подобная порода людей еще существует?» — это из романа Эриха Марии Ремарка «Мансарда снов» (1920). Поэт Максимилиан Волошин любил обнаженным гулять по безлюдному Крыму: «Греция не знала еще всех утончений нашей чувственности. Нагота пришла после, вместе с гимнастическим и спортивным движением. Она возникла не из эстетических требований, а из гимнастической необходимости. Но затем эстетика была преобразована ею».

Одной из гуманитарных побед ХХ века стала формулировка, принятая 8 августа 1974 года Международной федерацией натуристов, существующей при ЮНЕСКО. «Натуризм — это образ жизни в гармонии с природой, внешним проявлением которого является обнаженность людей в обществе с целью создания благоприятных условий для уважения человеком самого себя, других людей и окружающей среды».

Стерджес считает, что его навсегда лишили возможности узнать, популярны его произведения благодаря художественным достоинствам или из-за возникающих вокруг них скандалов

Украденная невинность

Многих персонажей своих снимков Джок Стерджес фотографирует в течение долгого времени, прослеживая все изменения, которые они претерпевают. «Мне больше всего нравятся фотографии из серий, к которым я приступил довольно давно, иногда во время беременности матерей моих будущих моделей; затем рождение детей, сами дети в различные периоды их жизни», — рассказывал он. — У меня есть серии фотографий, отражающие 25-летние периоды жизни».

Стерджес убежден, что очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь он широко известен, но считает, что его навсегда лишили возможности узнать, популярны ли его произведения исключительно благодаря художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. «Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное». Общество вмешивается в личную жизнь граждан. Эти пережитки тоталитаризма оказываются востребованными в любой консервативной среде. Как только человек становится независимым от религиозного или общественного давления, то есть бесконтрольным, он воспринимается как угроза.

Официально нудизм запрещен в большинстве мусульманских стран и в Китае, хотя и продолжает практиковаться на курорте Хайнань, куда стремятся отдыхающие со всего света. Китайские власти запретили нудистам загорать на пляжах этого острова, а в качестве мер борьбы с нарушителями порядка применяют видеонаблюдение и громкоговорители. Ничем не лучше наши собственные охранители нравственности. «Мы не можем и далее способствовать распространению порока», — заявила представитель партии «Единая Россия» Людмила Стебенкова, которая также исполняет обязанности председателя комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного порядка. Этими словами она начала свой крестовый поход против российских нудистов.

Фото: © Джок Стерджес/Центр фотографии имени Братьев Люмьер


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.