В истории русского искусства семейство Бенуа — пожалуй, самое многочисленное. Оно ведет родословную с XVIII века, когда при дворе российского императора Павла I занял должность то ли метрдотеля, то ли кондитера Леонтий Николаевич Бенуа. Так месье Бенуа стали называть на русский манер, а по-французски его имя Луи Жюль Сезар Август.
Леонтий Николаевич был женат на немке Екатерине Андреевне Гроппе (Анне Катерине Конкордии Августе). В семье было восемнадцать (!) детей. Семеро из них умерли в младенчестве, а остальные стали родоначальниками огромной плодовитой династии, оказавшей значительное влияние на русскую культуру. Сегодня, в XXI веке, больше известны фамилии Бенуа-Лансере-Серебряковых — в первую очередь это Александр Бенуа, Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова, хотя среди Серебряковых следовало бы назвать и Александра с Екатериной (она скончалась всего два года назад). Большинство представителей этой семьи занимались архитектурой и искусствами, хотя среди них были и купцы, и военные.
В молодости, зарабатывая деньги архитектурой, Альберт во всякую свободную минуту вырывался на дачув Парголовоили в Петергоф — рисовать этюды
Наиболее заметный творческий след в истории оставили потомки четвертого сына Луи Жюля — архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813–1898). В 1848 году он получил звание академика, через два года был назначен главным архитектором Петергофа, потом стал главным архитектором Императорских театров и председателем Петербургского общества архитекторов. У Николая Бенуа было девять детей: три девочки и шесть мальчиков. Выставку работ двух его сыновей и представляет в ЦДХ галерея «Кабинетъ» при поддержке столичного департамента культуры.
Любимец царской фамилии
Альберт старше Александра на 18 лет. «Мы были на двух концах нашей семьи: он — старший, я — младший», — вспоминал Александр Бенуа, знаменитый учредитель художественного объединения «Мир искусства» и мемуарист. Если его работы и графика, книжные иллюстрации постоянно востребованы и хорошо изучены, то выставка акварелей Альберта Бенуа этим летом прошла впервые за последние сто лет. Нынешняя экспозиция в ЦДХ — своеобразное продолжение рассказа о двух братьях.
«Для меня он был не Альбертом Николаевичем, а Альбертом, в шутку — Альбертюсом, в детстве еще более по-фамильярному: Бертой и Бертушей, — пишет Александр. — На альбертовских коленях я чувствовал себя совершенно просто и обращался с ним, как и полагается избалованному и довольно капризному ребенку».
Как и многие другие члены семьи Бенуа, Альберт учился на архитектора и работал как архитектор. Но параллельно у него проявилась любовь к акварели, которая почти перешла в страсть. Его работы начали выставляться уже в 1874 году, когда художнику было 22 года. В 28 лет Альберт стал членом-учредителем Кружка (позднее — Общества) русских акварелистов, а позднее — первым председателем правления этого Общества, удостоенного чести называться Императорским. Покровительство венценосной фамилии было неслучайным: за четверть века Альберт Бенуа организовал 38 экспозиций в разных городах страны и за рубежом. Десятую выставку петербургских акварелистов в 1890 году, еще до ее открытия, посетил Александр III, с тех пор члены императорской семьи регулярно бывали на ежегодных акварельных вернисажах.
Архитектор Альберт Бенуа строил дачи и особняки, спроектировал главный фасад Большого Гостиного двора в Санкт-Петербурге. В 1880–1890-х годах он сопровождал семью Александра III во время летних круизов по России и, будучи любимцем царской семьи, стал хранителем Русского музея с момента его основания в 1895 году.
В молодости, зарабатывая деньги архитектурой, Альберт во всякую свободную минуту вырывался на дачу в Парголово или в Петергоф — рисовать этюды. Более всего ему нравилось писать солнечные закаты. Александр Бенуа вспоминает, как «с фантастической быстротой, вперегонки со сменяющейся на глазах восхитительной картиной и без малейшей осечки ложились краски на бумагу». Альберт Бенуа рисовал «по-мокрому», это требовало особого расчета: пока подсыхала одна часть картины, надо было успеть набросать следующую, а потом вновь вернуться к просохшей, чтобы прописать детали. За один такой поход ему удавалось создавать сразу по несколько этюдов — продуктивность у Альберта Николаевича была замечательная.
В 1924 году Альберту Бенуа удалось эмигрировать в Париж, где к тому времени уже жили его дочь и сын. В 1926-м он был избран членом Парижской академии изящных искусств. В последние годы жизни художник долго болел и находился под опекой родных. Скончался он в 1936 году в возрасте 84 лет.
На выставке в ЦДХ представлены около 40 акварелей Альберта Бенуа, относящихся к русскому периоду его творчества, в том числе самая большая (58×81 см) — «Вечер на Каме». Такого формата акварелей у художника практически больше нет — по причине описанных выше технических сложностей работы.
Вокруг «Мира искусства»
Альберт стал первым домашним учителем младшего брата Саши, который любил устраиваться на его коленях, когда рядом не было отца, и заставлял рисовать себе картинки. «Папу я просил, чтобы он рисовал мне мои любимые сюжеты: марширующих солдатиков, рыцарей на конях, — вспоминал Александр Бенуа. — От Альберта я требовал того же и до слез сердился, когда он, не имевший ни малейшей склонности к какой-либо форме милитаризма <…>, начинал с потрясающей ловкостью набрасывать какой-либо пейзаж. Его ловкость скоро завораживала меня до такой степени, что по всему телу начинали бегать мурашки, слезы высыхали, и я уже сопел от удовольствия!»
Эти первые детские уроки рисования нашли отражение в дальнейшем творчестве младшего Бенуа: в нем соединились любовь к историческим картинкам и умение создавать великолепные акварельные пейзажи.
Александр учился в Академии художеств, но параллельно окончил Санкт-Петербургский университет, получил диплом юриста. В том же году он начал карьеру историка искусства, написав для немецкой энциклопедии главу о русских художниках. Постоянно путешествуя по Европе, работая во Франции, Александр Бенуа стал идеологом художественного объединения «Мир искусства», вокруг которого собрались все молодые и талантливые художники начала XX века, заманившие к себе и мастеров старшего поколения: Леон Бакст, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Евгений Лансере, Исаак Левитан, Филипп Малявин, Михаил Нестеров, Константин Сомов и даже Валентин Серов. Все начиналось с дружеских, почти семейных посиделок. Молодые люди не могли смириться с теми вкусами, которые царили в обществе: по сути «Мир искусства» явился реакцией на антиэстетизм народнического сознания. На первый план были выдвинуты задачи художественной культуры, освоения мирового наследия, повышенное внимание к форме и мастерству. Это поддерживалось и выпуском одноименного журнала. Революционные по содержанию выставки — их декорированием занимался неутомимый Сергей Дягилев — вызывали споры и фактически стали предшественниками художественной революции.
Александр Бенуа не только успешно теоретизировал на темы искусства, но и сам активно рисовал. Он с гордостью потом вспоминал: «Продал на выставке «Blanc et Noir» («Белое и черное» — фр., III Выставка рисунков, устроенная Обществом русских акварелистов, СПб, 1895. — NT), устроенной В.В. Матэ, несколько своих рисунков углем и пастелью… Я выставил на ней несколько пастелей по этюдам, сделанным во время нашего свадебного путешествия, несколько мелких этюдов и одну картину, в которой я испробовал новый технический прием — а именно: акварель поверх фиксированного рисунка углем. Каково же было мое изумление и моя радость, когда примчавшийся прямо с выставки Сережа (Дягилев. — NT) сообщил, что только что побывал там П.М. Третьяков и что он купил мою картину, да, кажется, только ее из всей выставки счел достойной попасть в свою галерею». Попадая под влияние Константина Сомова, Бенуа рисует версальские парки с гуляющими придворными. Будучи запойным книгочеем, создает многочисленные иллюстрации к книгам, начиная с пушкинского «Медного всадника». Коллекционируя народные игрушки, пишет статью «Игрушки» для журнала «Аполлон», выпускает «Азбуку в картинках», разрабатывая в ней фольклорные мотивы, встает у начала выпуска рисованных почтовых карточек для благотворительной организации «Община святой Евгении».
Конец эпохи
В 1921 году Александр Бенуа решает заново вести заброшенный было дневник. «Хотя момент выбран не слишком удачно, — признает он, — мы снова переживаем полосу террора, и как раз всякие записи, зачастую совсем невинные, губят людей. Но столько интересного вокруг и на душе так томительно, что я не могу себе отказать в этой опасной поблажке».
Вокруг него происходят аресты и смерти, умирает Александр Блок, расстреливают Николая Гумилева («Арестован Гумилев, и в его комнате в Доме искусств — засада, в которую уже угодил (Михаил) Лозинский и еще кто-то неизвестный. Говорят, что он обвиняется в принадлежности к какой-то военной организации. С этого дурака стало»). Арестовывают двух родных братьев Александра Бенуа — Леонтия и Михаила, поводом для ареста как раз и были дневники. И тем не менее художник скрупулезно записывает все, что видит вокруг, продолжая работать, выпускает каталог Эрмитажа, раскрашивает книжные иллюстрации…
«Мы снова переживаем полосу террора, и как раз всякие записи, зачастую совсем невинные, губят людей. Но столько интересного вокруг и на душе так томительно, что я не могу себе отказать в этой опасной поблажке»
В 1926 году, следом за братом Альбертом, он покинул СССР. В Париже младший Бенуа продолжал работать для Дягилевского балета, участвовал в оперных и балетных постановках для миланского театра Ла Скала, где его сын Николай служил главным постановщиком.
Старший брат Альберт умер в Париже в счастливом неведении, что в 1938-м в СССР арестуют и расстреляют его сына Николая-Карла и невестку Серафиму, обвиненных в шпионаже. А младший брат Александр проживет еще 30 лет и будет похоронен на парижском кладбище Батиньоль — всего в нескольких метрах от могилы своего старого друга по «Миру искусства» Леона Бакста, похороненного здесь же в 1924-м. Многотомные воспоминания Александра Бенуа вместе с его подробными дневниками — своего рода летопись жизни русского общества на переломе эпох.
Помимо картин обоих братьев, на выставке в ЦДХ представлено большое количество архивных материалов, воскрешающих необыкновенную страницу русской культуры.
Фото: wikipedia, галерея «Кабинетъ»