#Нефть

Куба может стать нефтяным Эльдорадо. Но не для России

09.09.2016 | Бай Евгений

Кубинский лидер Рауль Кастро обратился к Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность  стабильных поставок российской нефти и нефтепродуктов на остров. И это после того как на самой Кубе обнаружены серьезные запасы нефти. Что происходит?

Рауль Кастро и Владимир Путин. Фото: Пресс-служба Президента России

Кубинский лидер Рауль Кастро обратился к Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность стабильных поставок российской нефти и нефтепродуктов на остров. И это после того, как на самой Кубе обнаружены серьезные запасы нефти. Что происходит?

Обращение Кастро в первую очередь связано со значительным сокращением нефтяного экспорта из Венесуэлы, которая оказалась на грани экономической катастрофы. Одновременно, по данным мировых информагентств, на Кубе в последнее время были обнаружены собственные значительные запасы нефти, которые позволят стране не только полностью обеспечить себя, но и поставлять углеводороды на экспорт. Правда, нефтяное эльдорадо может начаться лишь в том случае, если стране удастся пережить острейший кризис в ближайшие два года.

Месть вассала

Советский Союз в течение десятилетий исправно выполнял роль главного поставщика нефти на Кубу. Доходило до абсурда: в конце 1980-х, когда сам СССР  начал испытывать огромные экономические трудности, экспорт советских углеводородов кубинским братьям продолжал расти, доходя до 13 млн тонн в год. Куба довольствовалась 11 млн, а излишки продавала на мировом рынке, что в ту пору было едва ли не главной статьей ее валютных доходов.

 Еще более странная картина сложилась с поисками нефти на кубинском шельфе. В течение многих лет этим занимались российские нефтяники, но когда залежи были найдены  и определены на картах, все данные кубинцами были засекречены и переданы специалистам из Мексики. Это была своеобразная месть Москве за прекращение массированных субсидий Кубу в начале 1990-х годов.

«Роснефть» вытеснила всех

Во время визита президента Путина на остров в июле 2014 года стороны вновь вернулись к вопросу о совместном освоении нефтяного шельфа. Россия тогда простила Кубе 90% ее астрономического долга, составлявшего  $32 млрд, но пообещала вложить оставшиеся 3,5 млрд в разного рода проекты развития, и в первую очередь в работы по поиску и освоению нефтяных месторождений.

Но и здесь что-то не задалось. Еще за год до этого начавшая бурение в прибрежных районах в Бока-де-Харуко компания «Зарубежнефть» прекратила работы. Предполагалось, что она в будущем подпишет совместный контракт с «Роснефтью», однако в конце концов участником проекта осталось лишь одно детище Игоря Сечина. На Кубе произошло то же, что и в Венесуэле: вместо консорциума из пяти крупных российских компаний нефть осталась добывать лишь вытеснившая всех «Роснефть».

Об успехах этой компании в освоении кубинского шельфа ничего не известно. Зато успехи есть у других иностранных компаний, ищущих нефть на Кубе. Как сообщает агентство EFE, австралийская  компания MEO обнаружила в районе местечка Мотенбо, на границе провинций Матансас и Вилья-Клара большие запасы нефти высокого качества. Предположительно, их объем составляет 8,2 млрд баррелей. Если стране с помощью иностранных компаний удастся наладить добычу нефти в Мотенбо, то Куба сможет полностью обеспечивать себя нефтью и даже начать экспортировать углеводороды за рубеж.

Тень «особого периода»

Нынешняя потребность Кубы в нефти составляет приблизительно 157 тыс. баррелей в день. Из них сама страна добывает около 68 тыс. баррелей. В течение многих лет главным спонсором кубинцев была Венесуэла. В момент расцвета отношений, при правлении Уго Чавеса, Венесуэла поставляла Кубе около 105 тыс. баррелей нефти в день. После смерти венесуэльского кумира эта поставки сократились до 90 тыс. баррелей, а в последнее время были резко сокращены и они.

На Кубе началась настоящая паника, навеянная воспоминаниями о так называемом «особом периоде», который власти ввели в начале 1990-х годов, после прекращения советских субсидий. В тот период (1991–1994 годы) страна, как говорили ее жители, словно вернулась в «каменный век» —  тракторы заменили буйволы, автомобили — срочно завезенные из Китая велосипеды, миллионы жителей острова, имевшие и без того скудный паек, начали голодать.

Нынешнее положение осложняется и тем, что помимо сокращения поставок венесуэльской нефти, Куба перестала получать деньги за работу своих медиков в Венесуэле и в переживающей кризис Бразилии. В последний, 2014 год, по которому есть статистические данные, Куба получила за работу своего медперсонала за рубежом (только в Венесуэле армия кубинских медиков составляла 30 тыс. человек) около $6 млрд, что почти в два раза превысило доходы от туризма

С открытием новых месторождений нефти Куба теоретически может выйти из пике, однако для этого ей нужно пережить очень сложные 2016-й и 2017 годы. Как говорит профессор экономики из Университета Питтсбурга Павел Видаль, в «2016 году кубинским компаниям предстоит пережить шок в связи с нехваткой валюты в стране, а в 2017 году их ждут еще более тяжелые времена, и тогда кубинский ВВП может сократиться на 3%, что станет первым провалом в «красную зону» за последние 24 года».

С открытием новых месторождений нефти Куба теоретически может выйти из пике, однако для этого ей нужно пережить очень сложные 2016-й и 2017 годы

Что может Москва?

Может ли чем-то помочь кубинским партнерам Россия? Сомнительно. Минэкономразвития России уже предупредило, что «платежеспособность Кубы под вопросом» и начать поставки ей нефтепродуктов — «это существенный риск». По некоторым данным, министерство предлагает привлечь к организации поставок всю ту же компанию «Роснефть», работа которой на Кубе уже не первый год идет ни шатко, ни валко. «Поставки нефти на Кубу возможны, поскольку «Роснефть» уже поставляет нефть в Венесуэлу, — заявил представитель компании, уточнив при этом, что «Роснефть» выполнит поручение правительства, но пока его не было.

Вероятно, кубинские руководители, обращаясь с мольбой о помощи к Москве, все же больше рассчитывают на другие государства. В первую очередь надежды связаны с притоком американских туристов, которому должно способствовать начало прямого авиасообщения между двумя странами. 7 сентября, впервые за последние 55 лет, самолеты компании American Airlines, вылетев из Майами, приземлились в двух кубинских городах — Сьенфуэгос и Ольгин.

После снятия президентом Бараком Обамой ряда ограничений в отношении Кубы растет и число денежных переводов на остров кубинских родственников из Флориды. В 2015 году эти переводы составили рекордную сумму в $3,35 млрд, что сравнимо с доходами страны от туризма за тот же период.

Словом, если и есть у Кубы надежда на выживание в условиях кризиса, то только на бывшего врага. От России Куба далека, Америка — рядом.

Вероятно, кубинские руководители, обращаясь с мольбой о помощи к Москве, все же больше рассчитывают на другие государства  

    .         


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.