Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Темы

#Политика

#Только на сайте

#Выборы

#Партии

Сталин, Брежнев и Жириновский

19.06.2016 | Алексей Кувшинов | №21 (411) 19.06.16

Официально предвыборная кампания еще не стартовала, но большинство системных партий уже определились с основными образами своей визуальной агитации. Кто пойдет на выборы с портретами покойных вождей, а кто предпочтет живых — узнавал The New Times

81ecaedba2_41-1170x563.jpg1.jpg

Агитпоезд ЛДПР уже в пути, но лозунг «За бедных и за русских» теперь не в ходу

Обезьяна, древние люди, современный человек — иллюстрация к дарвиновской лестнице эволюции знакома со школы. Этот ставший уже архетипическим образ использует в своей агитации Партия роста (ПР) бизнес-омбудсмена Бориса Титова, которая обещает выражать интересы тех, кто считает, что Крым наш, и поддерживает Путина, но не согласен с экономической политикой правительства. Однако в версии ПР эволюционный путь ведет в пропасть: на пути нашего современника — обрыв.

Лестница Титова

Билборды партии Бориса Титова размещены в Москве, и над ними уже успели недоуменно посмеяться политологи и политтехнологи. «Месседж картинки: «А теперь посмотрите, как я грохнусь вниз», — написал в своем фейсбуке политолог Евгений Минченко. В закрытых группах политтехнологов в соцсетях высказывания куда более жесткие. Там давно сократили название партии бизнес-омбудсмена до «Простатита». «Вероятно, идея — это эволюция от человека к Простатиту», — иронизирует над лестницей Титова политолог Александр Кынев. Еще более сильную критику вызвали комиксы, которые теперь регулярно публикуются в группе ПР в фейсбуке. Если считать, что Партия роста сосредоточится на агитации в интернете (а именно это ее лидеры и анонсируют), то такие нехитрые картинки — один из способов завлечь избирателя. Последний явно не завлекается — под комиксами стоит лишь несколько десятков лайков. Видимо, схематично нарисованные человечки в сочетании с бородатыми или просто не очень смешными шутками не вдохновили потенциальный электорат.

«Да слезай уже!» — кричит криво нарисованный квадратик с логотипом ПР овалу в цветах российского флага, взобравшемуся на высокий столб. Столб оказывается «нефтяной иглой». «Потрачу сбережения на путешествия», — восклицает схематично нарисованный человечек и обращается к кассиру метро: «Проездной на месяц, пожалуйста». Подозрительно похожий на плохую карикатуру на блогера Илью Варламова персонаж спрашивает врача: «Доктор, как мне быть с волосами?» — «Рост не остановить», — обнадеживающе заявляет медик. «Я знаю, а с волосами-то что?» — не удовлетворяется ответом человечек.

В соцсетях юмор не оценили, вернее, стали смеяться не над шутками, а над тем, как топорно отрисованы и придуманы комиксы. Пару карикатур для партии, кстати, отрисовал знаменитый Сергей Елкин: картинки и правда хороши, но злободневности, которая присуща творениям Елкина, в них нет как нет. На одной — глава Следственного комитета Александр Бастрыкин между портретами Пушкина и Гоголя: «Внедряюсь под прикрытием в банду писателей»; на другой — автомобилист с выпученными глазами, вытаращившийся на надпись «В центр 500 р.». Лайков, несмотря на громкое имя автора, опять же несколько десятков…

Кстати, недоумение вызывал и сам логотип ПР, начерченнный на асфальте в людных местах Москвы еще до размещения странных комиксов и карикатур. «Так вот, уважаемый господин Титов, возможно вы не знаете, но у нас тут в Москве не принято гадить на тротуарах. У нас тут город высокой культуры, понимаете ли. Было бы здорово, если бы вы прекратили метить каждый угол в центре города своим логотипом. Вы же москвич, не позорьтесь!» — прокомментировал наземную агитацию ПР уже помянутый Илья Варламов.

Комментарии, реплики и ремарки, судя по всему, дошли до Бориса Титова, но бизнес-омбудсмен агитацию своей партии готов защищать до последнего: «В ответ на зломышления политтехнологов «с ресурсом» кормящихся от негатива в политике могу радостно сказать — НЕ ДОЖДЕТЕСЬ.

«И карикатуры у нас классные, и умные, и смешные, нам очень нравятся», — гордо ответил клеветникам Борис Титов

Партия роста растет, к нам присоединяется все новые люди, особенно хорошо, что молодежь. Потому что наше дело ПРАВОЕ!

И карикатуры у нас классные, и умные, и смешные, нам очень нравятся», — гордо ответил клеветникам Борис Титов в своем фейсбуке (орфография и пунктуация оригинала сохранены. — NT).

Ясно, что окончательный вердикт агитации Партии роста вынесут избиратели. Тем не менее политолог Константин Калачёв предполагает, что результаты не будут впечатляющими: «Такой агитацией можно поднять цитируемость, но при этом окончательно уронить и без того мизерный рейтинг».

Сталин против Брежнева

КПРФ решила не экспериментировать: одним из главных элементов ее кампании станет образ Иосифа Сталина. Пристрелка уже велась накануне Дня Победы, когда в нескольких российских городах появились билборды с изображением отца народов. Реакцию коммунисты получили неоднозначную: жители стали собирать петиции за демонтаж портретов Сталина. Там, где КПРФ выступила с инициативой установки бюстов вождю, сторонников идеи оказалось немного, зато противников — хоть отбавляй. Местная власть пошла навстречу большинству: например, глава Архангельска Игорь Годзиш заявил, что выступает против таких «монументов». По мнению Константина Калачёва, обращаясь к образу Сталина, коммунисты тем самым апеллируют к «существующему среди своих сторонников запросу на жесткие методы управления». «Это агитация для своих, — говорит политолог. — Но свои и так сагитированы. А вот тех протестников, кто голосовал за КПРФ просто как за главную оппозиционную партию, агитация со Сталиным отпугнет». При этом КПРФ, полагает Калачёв, стоит на своем и, похоже, «вовсе не стремится выходить из своей резервации».

фб александра беспалова.jpg

Партия роста Бориса Титова агитирует с земли

Интересно однако, что законопроекту, который запрещал использовать в агитации образы исторических личностей, — его внесла ЛДПР и осторожно поддержала «Единая Россия» — дали задний ход. Документ, если бы он был принят, несомненно, нанес бы удар по коммунистам с их сталинистскими билбордами. Теперь же закон рассмотрят уже после выборов, и образ вождя в ходе голосования мы, скорее всего, увидим. Иными словами, «уход коммунистов в резервацию» власти решили не ограничивать. А ведь еще недавно Компартия шла к избирателям с лозунгом, использующим успешный мем Алексея Навального: «КПРФ против жуликов и воров».

Не забывают коммунисты и о Ленине — обещают применять в агитации уже использовавшиеся плакаты с вождем пролетариата: тот предстает на них в образе молодого человека в рваных джинсах, кроссовках и кепке, рядом с Ильичом — девушка, тоже молодая и модная (Надежда Крупская это или Инесса Арманд — не уточняется). К думской кампании плакаты немного модернизировали: теперь рядом с парой стоит еще и Карл Маркс в стильной куртке.

«Делай или уходи!» — так несколько месяцев назад обратилась партия Сергея Миронова к премьеру и начала собирать подписи за его отставку

Компартия «продолжает строить свою риторику на том, «как было», и это находит поддержку у половины голосующих за нее избирателей, отмечает политтехнолог и социолог Валентин Бианки. Остальные, по его словам, поддерживают коммунистов по принципу «голос за того, кто против единороссов и точно попадает в Госдуму». Однако акцент на сталинизме, который, вероятно, станет у КПРФ только сильнее по ходу кампании, ассоциируется с темой порядка, а также с темами соцстроительства и победы в Великой Отечественной. «Все это весьма востребовано населением», — говорит Бианки.

Впрочем, администрация президента вряд ли даст КПРФ полную волю в работе с «красным электоратом». В регионах уже начала кампанию КПСС политтехнолога Андрея Богданова, причем свою агитацию она, судя по всему, строит не на образе Сталина, который действительно не мил многим коммунистам, а на основе портретов Леонида Брежнева. «Мы вернулись!» — призывно машет избирателю генсек. Воспоминания о брежневских временах греют душу многим — широкой аудитории образ Брежнева 
может быть ближе. Кстати, на региональных выборах списки КПСС возглавлял внук генсека, поэтому люди впрямую голосовали «за Брежнева».

Снимок экрана 5.jpg

Коммунисты объявили конкурс на лучший плакат с «отцом народов», это — одна из работ, прошедших в финал

КПСС, подчеркивает Валентин Бианки, ориентируется на тему стабильности, образом которой является Брежнев, и тем самым отбирает наиболее умеренную часть электората КПРФ. Если КПСС дополнит образ Брежнева активной содержательной кампанией (а в нескольких регионах партия, вероятно, это сумеет сделать), то вполне может получить 5% на выборах (проходной барьер на выборах в Госдуму и большинство заксобраний. — NT), прогнозирует политолог.

Знакомые буквы

«Справедливая Россия» планировала строить кампанию на критике правительства, которое возглавляет лидер единороссов Дмитрий Медведев. Позиция была довольно удобной: эсэры, с одной стороны, не трогали Владимира Путина, с другой — давали себе волю. Такая точка зрения в общем-то совпадает с точкой зрения так называемого путинского большинства: оно выступает целиком за главу государства, но действия чиновников категорически не поддерживает. «Делай или уходи!» — с таким призывом несколько месяцев назад обратилась партия Сергея Миронова к премьеру и начала собирать подписи за его отставку. Но Кремль, похоже, столь резкие действия не устроили. Вскоре после начала кампании справороссы потеряли единственного своего губернатора — главу Забайкалья Константина Ильковского. С тех пор партия стала вести себя намного тише. Ставка теперь делается на Приемные по защите прав граждан, где эсеры принимают жалобы на работу системы ЖКХ и помогают горожанам подавать их в органы власти. Кроме того, в регионах появились и баннеры с портретом лидера «Справедливой России» Сергея Миронова. «Требуем кредитной амнистии для населения России» — призывает он. Один электоральный сегмент — клиентов микрофинансовых организаций — справороссы уже таким образом «застолбили».

фб эдуарда журавлева.jpg

Эсерам пришлось спешно менять слоганы: критиковать правительство нельзя, микрокредитные организации можно

Тем не менее, по словам политтехнолога Дмитрия Фетисова, эсеры пока «мечутся с основной темой кампании и идеологией», поэтому их агитация постоянно меняется.

А вот «Единая Россия», несмотря на проведение открытых праймериз, где мог проголосовать любой желающий, основную линию партийной агитации вообще пока не обозначила. В ходе предварительного голосования на участки зазывали в основном кандидаты, а партийный бренд подсвечивался постольку-поскольку. Тем не менее в интернете и на баннерах в Москве и Подмосковье появился лозунг — «Важно Выбрать Правильно» (сокращенно — ВВП). Так партия власти связывает свою агитацию с образом Владимира Путина — впрямую использовать фото или фамилию человека, который не является кандидатом, запрещает закон. Источник в «Единой России» не исключает, что линия, начатая на праймериз, — без излишнего выпячивания партийного бренда — будет продолжена и в ходе основной кампании.

На баннерах в Москве и Подмосковье появился лозунг — «Важно Выбрать Правильно» (сокращенно — ВВП). Так партия власти связывает свою агитацию с образом Владимира Путина

ЛДПР так же, как и единороссы, использует в агитации знакомые буквы — название своей партии. Уже с зимы в регионах висят баннеры с надписью «ЛДПР за…» — далее следует указание на конкретный субъект («ЛДПР за Саратов», «ЛДПР за Дагестан» и т.д.). Собеседник NT, близкий к руководству партии, утверждает, что либерал-демократы будут напоминать о себе избирателю привычными методами — портретами лидера Владимира Жириновского. «Лозунга за бедных и русских не будет», — говорит он. Пока же по регионам страны ходит агитпоезд ЛДПР, где депутаты Госдумы и будущие кандидаты собирают наказы избирателей и обещают помочь.


bogdanov-brezhnev-f.jpg

Леонид Брежнев поможет партии в борьбе за голоса, считают в КПСС

«Фоновая агитация — это фирменный стиль, традиция ЛДПР. Они всегда так готовятся к выборам», — отмечает политолог Александр Кынев.

Песни сердца

Кандидаты по одномандатным округам пока активнее всего занимаются агитацией в свою пользу. «Время доброй силы», — говорит избирателям Северной Осетии с билбордов олимпийский чемпион Артур Таймазов. «Песни, дела и сердце землякам», — обещает жителям Свердловской области бард-шансонье Александр Новиков. Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Вайнштейн еще весной стал продвигать свое движение «Люди Урала», которое в его агитации должно было стать основным. Однако конкурент Вайнштейна по округу в Челябинской области, также федеральный парламентарий единоросс Олег Колесников, стал использовать в своей кампании название движения и его слегка перерисованный логотип. В штабе либерал-демократа пока ломают голову, как поступить с такими действиями представителя партии власти.

Начинают раскачиваться и кандидаты-одномандатники от «Единой России» в Москве, которые не проявляли активности во время праймериз (см. NT № 16 от 16 мая 2016 года). «Власть под общественный контроль!» — призывает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

фб константина малышева (владикавказ).jpg

Плакаты некоторых одномандатников выглядят угрожающе

По словам политтехнолога Дмитрия Фетисова, большинство одномандатников пока ждут официального выдвижения от партий, поэтому не тратят деньги на агитацию. Зато те, кто понял новые правила игры и начал свою агитацию уже во время праймериз партии власти, и сейчас вовсю ведут кампании — «они более заметны, их шансы на победу выше», комментирует эксперт.

В свою очередь, Александр Кынев высказывает мнение, что партии-новички, которые рассчитывали хоть на какие-то результаты, должны были начинать агитацию еще весной, потому что официальный период кампании приходится на время отпусков. «Заработать известность летом нереально», — подчеркивает Кынев, тут же поясняя, что оппозиция, например, не смогла воспользоваться весенними праймериз единороссов для контрагитации. Впрочем, эксперт не видит «ярких пятен» и в кампании партии власти. Основных причин, по его мнению, две: деградация политтехнологического цеха после отмены прямых выборов губернаторов, мэров и депутатов-одномандатников в нулевых годах и настрой системных участников кампании на договоренности в администрации президента, а не на реальную борьбу. «Все явно считают, что кампания пройдет по инерционному сценарию», — резюмирует собеседник журнала.

Фото: ldpr27.ru, Александр Беспалов/facebook, KPRF/RU, Эдуард Журавлев/Facebook, kvedomosti.ru, Константин Малышев/facebook


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.