Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Выставки

#Сюжеты

#Только на сайте

Мышонок и улитка

31.03.2016 | Александр Шаталов | №10 (401) 26.03.16

В Москве открылись сразу две выставки культового художника-концептуалиста Виктора Пивоварова

выставки главная.jpg

Виктор Пивоваров, «Скажи а-а-а!», 2010. Стекло, ассамбляж. Предоставлено Музеем искусства авангарда (МАГМА). Фото: colta.ru

Первая выставка разместилась в Музее современного искусства «Гараж», вторая — в ГМИИ им. Пушкина. Экспозиции дополняют друг друга и являются совместным проектом художника и двух музеев. Они даже имеют формальный повод — в 2017 году Виктору Пивоварову исполняется 80 лет. Повод именно формальный: несмотря на то что с 1982 года художник живет в Праге, последнее время он стал востребован на родине. Его выставки проходят в Москве и Петербурге с завидной регулярностью. Однако концепция данного проекта все же юбилейная: в «Гараже» проходит ретроспектива, а в Пушкинском музее выставляется новый проект, напрямую связанный с мировым искусством и рефлексией автора на эту тему.

По следам веселых картинок

Широкой публике Виктор Пивоваров известен в первую очередь как книжный иллюстратор. Именно он придумал и нарисовал знакомый всем логотип журнала «Веселые картинки». За свою жизнь Пивоваров оформил более пятидесяти книг, вышедших в СССР огромными тиражами. Детский художник — это не только особое мастерство и свой мир, но и особое инфантильное мышление, которое нужно уметь передать в книжной иллюстрации. Это ему великолепно удается. Героями его книг, а позднее и графических серий часто становятся животные — тоже из детства. «Когда я был в пионерском лагере, кто-то из ребят поймал маленькую лесную мышку. Ее отдали мне. Днем я носил ее в нагрудном кармане, кормил кашей и хлебом и разговаривал с ней. А ночью укладывал спать в небольшой мешочек с травой и листьями»… Мышонок все время убегал из мешочка, пионеры ползали под кроватями и находили беглеца в чьем-нибудь ботинке или сандалии. «В последний день лета, вернее, в последнюю ночь мой мышонок удрал и утонул в банке с какой-то микстурой, стоявшей на окне. У меня нет, кажется, ни одной книжки, где я бы обошелся без мышонка. Он обязательно где-нибудь прогрызет себе дырочку и выглянет».

«Жизнь в Москве, не в той, что наверху, а в той, что внизу, в нашей Москве, упоительна! Стихи, застолья, Эрот, порхающий под потолками, культ дружества»

В прошлом году в Музее Востока прошла выставка Пивоварова «Лисы и праздники», сквозным героем которой стала лиса. В восточной мифологии она изображается как оборотень. Но поскольку это была не выставка детских иллюстраций, а «концептуальный проект», то автор придумал еще одну параллельную историю. Альбом «Лисы и праздники» (Пивоваров, как и его друг Илья Кабаков, выстраивает свою графику в тематические сюжетные альбомы) — игровая мистификация, рассказывающая о несуществующем народе Еврейской автономной области, который верит в культ Святых лис и имеет систему домашних праздников, представляющих собой причудливое смешение иудейских, православных и китайских обрядов.

Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров и Владимир Янкилевский. Москва. 1978 © Игорь Пальмин.jpg

Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров и Владимир Янкилевский, Москва. 1978 © Игорь Пальмин

Ретроспектива в «Гараже» называется «След улитки» и устроена как романтическое путешествие. Она делится на одиннадцать глав, представляя Пивоварова как станкового художника и как книжного иллюстратора, мемуариста и писателя. Ключевой образ — улитка, которая, по мнению кураторов, стала для художника воплощением «стратегий отгораживания и укрытия от внешнего мира».

Искусство письма и шрифта

В 1970–1980-х годах в Москве сложился кружок единомышленников, которых позднее стали называть московскими концептуалистами. Название неточное, неверное, но устоявшееся. Оно пошло от статьи Бориса Гройса, опубликованной в эмигрантском журнале «А-Я»: «При широком понимании «концептуализм» будет означать любую попытку отойти от делания предметов искусства как материальных объектов, предназначенных для созерцания и эстетической оценки, и перейти к выявлению и формированию тех условий, которые диктуют восприятие произведений искусства зрителем». Хотя Гройс написал эту статью после знакомства в Москве с кругом неофициальных художников, ни одно имя из «отцов-основателей» московских концептуалистов в его тексте указано не было. Сегодня таковыми называются едва ли не все художники этого периода. Мы можем отнести к ним Пивоварова и Кабакова, а также Эрика Булатова и Олега Васильева. Их связывали не только дружеские отношения, но и то, что все четверо в советские годы успешно и плодотворно занимались книжной графикой. Это была та отдушина, в которой художники могли себя реализовать и иметь хороший заработок.

Pivovarov_1.jpg

«Философская собака», 2015. Холст, масло. Собственность автора

Пивоваров окончил художественно-промышленное училище, позже — полиграфический институт. Кабаков учился графике в художественном институте им. Сурикова, там же — Булатов и Васильев. Их связывала не только работа в детской книжной иллюстрации, но и интерес к литературе, понимание шрифтов. В живописных и графических работах этих художников часто присутствуют надписи и подписи, становящиеся композиционным или смысловым элементом произведения. Почти все они были не лишены литературного дара, писали книги (как, впрочем, и Гройс, пробовавший себя в жанре романа). То есть «Московская концептуальная школа» подразумевала соединение постмодернистской литературы с искусством. Среди ее адептов числятся поэты Лев Рубинштейн и Тимур Кибиров, поэт и художник Дмитрий Пригов, художник и писатель Никита Алексеев и другие.

Pivovarov_2.jpg

«Два зеркала», 2015. Холст, масло. Собственность автора

Пивоваров вспоминал, что, эмигрировав в Чехословакию, он лишился главного — круга общения: «Жизнь в Москве, не в той, что наверху, а в той, что внизу, в нашей Москве, упоительна! Стихи, застолья, Эрот, порхающий под потолками, культ дружества. Кажется, никогда в России со времен пушкинской додекабристской молодости не было таких горячих, не замутненных прагматизмом, дружеских отношений. Какое-нибудь предисловие или примечание в скучнейшем, сугубо научном сборнике становится событием всей культурной Москвы. Каждая новая картина члена узкой «референтной группы» — предмет обсуждения на целый год. В мастерских читают поэты. В моей: Холин, Сапгир, Цыферов и Дриз, Георгий Балл, Сатуновский, суперавангардист Генрих Худяков, бесподобный молодой Лимонов, Алена Басилова, Кира Сапгир, красавица Лена Щапова…»

Pivovarov_3.jpg

«Меланхолия», 2015. Холст, масло. Собственность автора

Несмотря на близость этих художников, Пивоваров отмечает, что если для Кабакова, судя по его высказываниям, «работа в книге была рабским оброком» (как и для Васильева и Булатова, которые стремились не к графике, а к живописи), то сам он до определенного времени полагал, что мог бы полностью реализовать себя в иллюстрации. «Тем более, — говорит он, — в какой-то момент мне стали предлагать очень хорошие книги, и я оформлял их с огромным наслаждением».

Потерянные ключи

График по образованию, Пивоваров и в своих живописных работах остается приверженцем рисунка и сюжета. В них чувствуется влияние раннего Кабакова, неслучайно иногда критика называет художников «братьями». Пивоваров рассказывает, что всегда был сторонником нарратива — и это видно по его выставкам. Правда, его высказывания об абстрактной живописи не выдерживают никакой критики: «Если говорить об абстракции сегодня, то она на сто процентов предмет коммерческого искусства, и больше ничего, там нет каких-то содержательных или духовных моментов… Абстрактное искусство покупают банки и большие корпорации для украшения интерьеров, оно играет архитектурно-декоративную роль… Эта область от меня страшно далека, но я осознаю, что оформить пространство, в котором живет и работает человек, — важная вещь». Пивоваров говорит как бы от лица своих товарищей по художественному цеху: «Абстрактная картина покупается и вешается в целях комфорта. Картина, которая имеет какое-то содержание, конечно, тоже может быть комфортной, но мы такие картины не очень признаем, считаем их пустыми, а если картина ставит какие-то проблемы, она не имеет ничего общего с комфортом».

Современный зритель якобы не понимает картин старых мастеров — «потерял к ним ключи». Пивоваров сравнивает себя с режиссером, ставящим Шекспира: берет классический сюжет и дорисовывает его

Новый проект, который представлен в ГМИИ им. Пушкина, как раз и призван поставить проблемы, которые декларирует художник. На выставке он показывает восемь картин, написанных в конце 2015 года. Каждая представляет собой сознательную перекличку с классическими сюжетами XV–XVI столетий. Художник объясняет это тем, что современный зритель якобы не понимает картин старых мастеров — «потерял к ним ключи», что открывает возможность собственной интерпретации изображенных образов. Пивоваров сравнивает себя с режиссером, ставящим Шекспира: берет классический сюжет и дорисовывает его. Например, Лукас Кранах Старший в 1528 году перерисовал гравюру Дюрера «Меланхолия» (1514), добавив в сюжет девушку, строгающую прутик. Пивоваров раздевает исторического героя, тем самым, как утверждает он сам, приближая его к зрителю. Аналогичные игры с классическими картинами художник продолжает и в следующих работах этой серии. Получается своего рода художественный мемуар, диалог не столько с классикой, сколько погружение в собственные воспоминания и переживания — как жизненные, так и художественные.

Pivovarov_6.jpg

«Мыслитель», 2015. Холст, масло. Собственность автора

Пивоваров утверждает, что классическое искусство работало с категорией «прекрасного», поэтому любая, самая драматическая ситуация в изображении художника должна была быть одновременно и совершенной эстетически. Сегодня такая постановка вопроса неактуальна. У зрителей есть сейчас редкая возможность решить, насколько прекрасны и «интерьерны» картины самого Пивоварова. А заодно поучаствовать в его художественной шараде.

Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров и Владимир Янкилевский. Москва. 1978 © Игорь Пальмин.psd
Pivovarov_1.psd
Pivovarov_2.psd
Pivovarov_3.psd
Pivovarov_6.psd

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.