Корреспондент The New Times Александрина Елагина, 10 марта 2016
К двум статьям обвинения по делу о нападении на журналистов в Ингушетии (ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство») и ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение имущества»)) добавили третью - ст. 162 УК РФ («Разбой»). Об этом 12 марта сообщила корреспондент The New Times Александрина Елагина.
Напомним, что 10 марта у здания администрации президента РФ в Москве прошли одиночные пикеты - их участники потребовали найти и наказать виновных в нападении на журналистов и правозащитников, произошедшем у границы Ингушетии и Чечни 9 марта.
Впрочем, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уже назвал трагическое происшествие на Северном Кавказе «абсолютным хулиганством». «Это абсолютно возмутительно... Насколько мы понимаем, опасности была подвергнута жизнь этих людей. Это абсолютно неприемлемо», - заявил журналистам Песков.
По словам чиновника, в Кремле рассчитывают, что правоохранительные органы республики «примут самые действенные меры для поиска и нахождения виновных в нападении с тем, чтобы должным образом обеспечить безопасность и правозащитников, и представителей СМИ». Также пресс-секретарь Владимира Путина сообщил, что президенту РФ уже доложили об инциденте.
Ранее сообщалось, что четверо жертв инцидента, происшедшего у станицы Орджоникидзевская в Ингушетии, госпитализированы - норвежский журналист Ойстан Виндстад из издания Ny Tid, корреспондент Шведского радио Мария Перссон Лёфгрен, юрист "Комитета по предотвращению пыток" Екатерина Ванслова и водитель микроавтобуса Башир Плиев. Со ссылкой на главврача Сунженской районной больницы Райханы Сейнароевой сообщалось, что у всех четверых диагностированы черепно-мозговые травмы и сотрясения разной степени тяжести.
Корреспондент NT Александрина Елагина, также находившаяся в момент нападения в микроавтобусе подтвердила, что жертвам преступления потребовалась серьёзная медицинская помощь. «У меня диагностировано отслоение кости на левой ноге и наложен гипс, - рассказала Александрина, - У наших зарубежных коллег многочисленные травмы и порезы стеклом. Нас всю ночь допрашивали сотрудники различных правоохранительных структур и спецслужб, как республиканских, так и федерального уровня. Сейчас меня везут в город Магас».
Ингушские полицейские возбудили уголовные дела по статьям УК РФ «Хулиганство» и «Умышленное уничтожение имущества». Руководство республики взяло его под свой контроль.
А вот уполномоченный по правам человека при главе Чечни Нурди Нухажиев считает, что к нападению могут быть причастны сами представители правозащитной организации «Комитет по предотвращению пыток». «Это уже спланированная акция", - сказал Нухажиев в интервью телеканалу "Дождь"". И даже пояснил, кем "спланированная": "50 на 50. Часть Каляпина (Игорь Каляпин, руководитель "Комитета по предотвращению пыток" - NT) , часть третьих сил… Я имею ввиду, что похоже на его почерк (Каляпина - NT). Ну а что, самопиар, это самое важное».
Напомним, группа неизвестных напала на микроавтобус сводной мобильной группы "Комитета по предотвращению пыток" по ЧР с правозащитниками и журналистами на пути из Ингушетии в Грозный. В машине находились один сотрудник «Комитета по предотвращению пыток» и журналисты из России, Швеции и Норвегии - всего восемь человек. По словам корреспондента NT Александрины Елагиной, находившейся в автобусе, ехавших с ней мужчин сильно избили, а саму машину столкнули с дороги и подожгли. Сама Александрина получила ушиб ноги.Также у Александрины содраны колени Ее и других свидетелей доставили в полицейский участок на территории Ингушетии. По данным NT, члены сводной мобильной группы "Комитета по предотвращению пыток" по ЧР возвращались из Северной Осетии в столицу Чечни. Нападавших было около 20 человек. «На данный момент известно лишь, что нападавшие избили активистов "Комитета" и представителей СМИ, а также подожгли автобус", - уточнил в разговоре с NT вечером 9 марта Сергей Романов, дежурный сводной мобильной группы "Комитета по предотвращению пыток" по ЧР.
Около 22 часов появились сообщения о нападении на ингушскую штаб-квартиру сводной мобильной группы «Комитета по предотвращению пыток». Об этом в своём твиттере написал сотрудник Комитета Дмитрий Утукин: «Прямо сейчас происходит нападение на штаб-квартиру СМГ в Карабулаке (Ингушетия). Смотрим за происходящим по камерам видеонаблюдения. Люди в гражданской одежде в масках, вооруженные автоматическим оружием».
Комитет приводит список пострадавших в результате нападения на микроавтобус:
Oeystein Windstad, Ny tid (Норвегия),
Lena Maria Persson Loefgren, Шведское радио,
Александрина Елагина, The New Times,
Егор Сковорода, Медиазона,
Солунин Михаил, блогер
Прусаков Антон, в прошлом - Коммерсантъ,
Иван Жильцов, пресс-секретарь "Комитета по предотвращению пыток",
Ванслова Екатерина, юрист-международник,
Башир Плиев, водитель автобуса.
10 марта Министерство иностранных дел Норвегии потребовало от России объяснений по поводу нападения на своего журналиста, который, по предварительным данным, пострадал больше всех: у Эстейна Виндстада выбиты зубы, есть порезы на лице и колене. «Когда мы приблизились к границе с Чечней, нас обогнали три машины и прижали автобус к обочине, - рассказал Виндстад назете Aftenposten - Из машин вышло много мужчин с длинными палками. После этого они разбили все окна, ветровые стекла и начали вытаскивать всех, кто находился в микроавтобусе». МИД Норвегии также порекомендовал своим гражданам не ездить в Чечню и Ингушетию без крайней необходимости.
Межрегиональная общественная организация «Комитет по предотвращению пыток» создана после признания иностранным агентом и последующей ликвидации «Комитета против пыток». Однако в январе 2016 года и новый комитет также получил статус иностранного агента. Сегодняшнее нападение на активистов организации — уже третье за последние годы на территории Чечни. Так офис Комитета в Грозном дважды подвергался нападению и разгрому в 2015 году. Правоохранительные органы до сих пор не установили погромщиков.