Теперь очередь дошла до Михаила Гуцериева. Некий известный бизнесмен еще месяц назад втолковывал мне, что история с Михаилом Ходорковским нетипична, что он лез в политику, финансировал партии и общественные фонды, да еще хватался за царский венец (поговаривал о своем участии в президентских выборах). А за остальными не придут. Если они будут хорошо себя вести. По Питеру Вайсу: «Блюдя достоинство и честь, не лез, во что не стоит лезть. Во избежание скандалов держался нужных идеалов...»
И вот теперь Гуцериев, тихий, скромный, без колледжей, лицеев, политических чаяний, не стоявший власти поперек горла и дороги, не только ограблен, но еще и пойдет по Владимирке прямо в ГУЛАГ, если, не дай бог, его поймают. Значит, нэпу и впрямь конец.
Михаил Гуцериев ничего не получил из партийной кормушки в конце 80-х. Самые злые языки признают, что свои миллиарды Гуцериев заработал честно. Он скупил маленькие убыточные компании, добывавшие по полведра нефти, и сделал одну большую прибыльную компанию. Добыл много нефти, заработал много денег, заплатил много налогов, создал много рабочих мест. Кого это не устраивало? Это не устраивало кремлевско-лубянских бездельников, сознающих свою никчемность и видящих за вежливыми и боязливыми улыбками бизнесменов плохо скрытое презрение «знаек» и работяг к неучам и паразитам. И не то чтобы в Кремле кончились после национализации «ЮКОСа» карманные деньги.
Хуже: для строительства их «единой России» им класс собственников не нужен. Наступает время черных директоров — приказчиков государственного имущества (а цвет одежды должен соответствовать цвету формы правящего класса) — и сереньких бюджетников, привыкших кормиться с государственной руки. Если бизнес, как только он становится доходным, немедленно конфисковывается, а собственник не только раздевается до нитки, но и отправляется на погибель в ГУЛАГ, то у рыночной экономики в России нет будущего.
Речевка «Завершим реформы так: Сталин, Берия, ГУЛАГ» вдруг вышла на уровень нацпроекта, и без всяких шуток. Для политзаключенных журналистов, ученых, правозащитников этот слоган уже реальность. Теперь понятие «раскулачка» стало убийственной повседневностью и для класса собственников. Ходорковский и его коллеги — в ГУЛАГе. Гуцериев — в бегах, спасается от вохровцев.
Частная собственность в цивилизованных странах священна и неприкосновенна. Считайте, что этот алтарь у нас опрокинут. Гуцериев ни в чем не виноват, он не лез в политику? Точно так же ни в чем не были виноваты миллионы русских зажиточных мужиков — «кулаков» по чекистской терминологии. Они лучше других выращивали хлеб и скот, кормили себя, Россию, бедняков, которым давали работу, да еще и на экспорт оставалось. Их надо было уничтожить, пока они не догадались, что «мироеды» и «эксплуататоры» — это именно чекисты и большевики. Крестьяне не лезли в политику, политика полезла к ним в комиссарской кожаной куртке и с маузером.
Идет переход от автократии к тоталитаризму. Политические права уже почти отобраны, экономическую независимость ликвидируют прямо на глазах. Все это вместе называется госсоциализм. Начали с «кулаков» — крупного бизнеса, но неминуемо дойдет и до среднего, то есть «середняков», среднего класса. К ним ко всем будет применена высшая мера социальной несправедливости. А всех, кто не станет этому аплодировать, запишут в «подкулачники».