По словам источников журнала Forbes, близких к Минобороны, 1 июля глубоководный аппарат должен был выполнить стандартный комплекс маневров: осуществить подводную разведку морского рельефа, а в случае обнаружения там каких-либо технических средств осуществить их подъем для дальнейшего изучения специалистами. Глубина в районе проведения операции была гораздо меньше, чем заложенная в АС-31 возможность погружения до 6 км.
По всей видимости, причиной ЧП стали проблемы с одной из аккумуляторных батарей, обеспечивающих электропитание глубоководного аппарата. ЧП могло произойти, когда АС-31 совершал подъем из глубины к носителю, полагает собеседник журнала в судостроительной промышленности.
Экипаж в условиях открытого горения и критических перебоев с энергопитанием сумел обеспечить подъем АС-31 на поверхность воды и не допустил повреждения атомной установки аппарата, что позволило избежать куда более серьезных последствий, подтверждает источник в оборонном ведомстве: именно этим объясняется официальная формулировка Минобороны про «самоотверженные действия команды».Пожар на глубоководном аппарате, в результате которого погибли 14 подводников, произошел 1 июля. Минобороны сообщило об этом только через сутки. По данным ведомства, моряки погибли от отравления продуктами горения.