К концу 2018 года россияне усилили режим экономии в повседневных тратах, они снизили расходы на развлечения, походы в рестораны, а также кондитерские изделия и парфюмерию. Люди чаще ориентируются на акции и выбирают более бюджетные альтернативы: например, обедают в кофейне, а не в ресторане и смотрят фильм по подписке вместо похода в кинотеатр, следует из данных агентства Initiative.
Как пишет «КоммерсантЪ», россияне стали более обеспокоены экономической ситуацией в стране: к декабрю 2018 года уровень обеспокоенности вырос до 30% после снижения до 26–28% осенью. В четвертом квартале года начал расти и уровень экономии россиян, то есть процент потребителей в возрасте 18-55 лет, которые стали тратить реже, в меньшем объеме, покупать более дешевые марки и продукты или делать это в менее дорогом магазине.
В меньшей степени россияне экономят на товарах длительного пользования, там рост уровня экономии зафиксирован только в сегменте бытовой электроники. А среди категорий повседневных товаров и услуг повышение уровня экономии отмечено сразу в семи категориях: кондитерские изделия, безалкогольные напитки, досуг, парфюмерия, лекарства, автомобильное топливо и интернет.
2018 год стал пятым годом непрерывного падения реальных доходов россиян: согласно данным Росстата, показатель снизился на 0,2%.