«Возвращение» и «Левиафан» среди лучших фильмов ХХI века

23.08.2016

ВВС опубликовала результат опроса 177 кинокритиков из 36 стран (неизвестно, были ли среди них россияне), которых попросили назвать лучшие фильмы XXI века. Проще говоря, за последние 16 лет. В сотню вошли сразу две картины Андрея Звягинцева и больше ни одной картины, снятой в России. На 47-м месте расположился последний из четырех фильмов российского режиссера, получивший «Золотой глобус» и номинировавшийся на «Оскара», — «Левиафан» (2014), на 80-м — его дебют, получивший сразу два «Золотых льва» в Венеции, — «Возвращение» (2003).

Неудивительно, что Звягинцев оказался единственным россиянином в авторитетном списке. Синефилы хорошо знают картины Александра Сокурова или Сергея Лозницы, но они не до такой степени на слуху; от картин же Никиты Михалкова или Андрея Кончаловского (чьи главные шедевры, по общему признанию, остались в прошлом столетии) западные критики попросту устали. Меж тем, когда несколько лет назад выходил англоязычный сборник, посвященный режиссерам нового столетия, то из российских режиссеров там был тоже лишь Звягинцев. Очевидно, сочетание социально-политического нерва с насыщенным метафорическим языком его картин действует на публику всего мира беспроигрышно.

На первом месте в списке — общепризнанный шедевр американца Дэвида Линча, таинственный триллер «Малхолланд Драйв», вышедший на экраны в 2001-м. Второе место занимает поэтичная мелодрама гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая «Любовное настроение» (2000), следом идут эпическая драма еще одного режиссера из США, Пола Томаса Андерсона, «Нефть» (2007) и сюрреалистическая анимационная сказка японца Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» (2001). Также в первую десятку попали американские режиссеры Ричард Линклейтер с «Отрочеством» (2014), Мишель Гондри с «Вечным сиянием чистого разума» (2004), Терренс Малик с «Древом жизни» (2011) и братья Коэны со «Старикам здесь не место» (2007). Кроме них, в десятке «Развод Надера и Симин» иранца Асгара Фархади (2011) и довольно неожиданно — последняя монументальная драма тайваньского классика Эдварда Янга «Один и два» (2000). Таким образом, ни одного европейского режиссера и фильма в первой десятке нет.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.