СПЧ подготовил замечания на «пакет Яровой»

23.01.2017

Члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека подготовили критические замечания на «пакет Яровой» — антитеррористический пакет законов, принятый в июле 2016 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на копию заключения.

В заключении указывается, что ряд норм, введенных этим законом, «создает широкие возможности для произвола и злоупотреблений при привлечении к ответственности».

В частности, по мнению членов СПЧ, неясная формулировка у статьи «несообщение о преступлении» (ст. 205.6 УК). «Ответственность за несообщение в уполномоченные органы власти о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении не имеет в своей основе четко определенные признаки состава преступления с точки зрения ни его объективной, ни субъективной стороны. Не ясно, почему и как лицо должно определять надлежащий орган для сообщения; нельзя описать, а, значит, и определить, когда признается достоверно известным готовящееся или совершенное преступление, какой должна быть степень достоверности, чтобы обязанность сообщить считалась невыполненной», — говорится в документе.

Также противоречит Конституции принятие нормы о продлении «с 24 часов до трех суток срока уведомления следователем или дознавателем судьи и прокурора, дающих санкцию на производство следственных действий, если ввиду безотлагательности этих действий такая санкция предварительно не была получена».

Предусмотренное «законом Яровой» хранение всего объема данных о коммуникациях и самого содержания коммуникаций граждан в течение полугода, по мнению членов СПЧ, является покушением на неприкосновенность личной жизни граждан. Полученная информация может быть использована не только при расследовании дел террористической направленности, но и любых других.

Авторы доклада также критиковали нечеткие формулировки, касавшиеся миссионерской деятельности: «Непонятно, как в рамках административной процедуры может быть установлено, велся ли тот или иной разговор «в целях вовлечения» в религиозное объединение или просто был мировоззренческой дискуссией».

«Пакет Яровой» был принят летом 2016 года. Это серия поправок в УК об ужесточении антитеррористического законодательства. Так, несообщение о преступлении (о теракте или подготовке вооруженного мятежа) стало уголовным преступлением. За оправдание терроризма в социальных сетях теперь можно получить 7 лет лишения свободы. Операторов связи обязали хранить записи звонков и сообщения пользователей в течение полугода, а сведения о разговорах и переписке в течение трех лет, интернет-операторы должны хранить сведения в течение года. Представители отрасли критиковали законопроект, отмечая, что он приведет к росту затрат. Согласно подсчетам одного из авторов поправок, Виктора Озерова, ежегодно на исполнение закона понадобится около 3 млрд руб.

Управление СК РФ по Чечне 13 января завело первое в России уголовное дело по статье «несообщение о преступлении» (ст. 205. 6 УК) на жителя Грозного Асхаба Хизриева. Хизриев, «обладая достоверной информацией» о планах своего знакомого уехать на войну в Сирию, не сообщил об этом в правоохранительные органы. Ему грозит наказание до года лишения свободы. А 18 января Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга прекратил дело против преподавателя йоги Дмитрия Угая за незаконную миссионерскую деятельность (ст. 5.26 ч. 4 КоАП). В октябре он прочитал лекцию о философии йоги на фестивале «Ведалайф» — его задержали за пропаганду вайшнавизма, направления индуизма, прямо на 40-й минуте выступления. Заявление написал петербуржец, которому показалось, что йог будет вербовать новых адептов религиозного движения «Сознание Кришны». По словам самого Угая, лекция основывалась на книгах об индийской философии, а вайшнавизм там не упоминался вовсе.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.