«Имарат Кавказ» — самопровозглашенное государственно-территориальное образование на Северном Кавказе, охватывающее Чечню, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. О его создании в 2007 году объявил лидер непризнанной Ичкерии Доку Умаров. В 2010 году ВС РФ признал организацию террористической. «Имарат» взял на себя ответственность за многие теракты в России. С ноября 2014 года лидеры нескольких подразделений «Имарата Кавказ» объявили о своей лояльности «Исламскому государству», также запрещенному в Российской Федерации. 21 июня 2015 года на YouTube появился ролик о присяге всех боевиков организации лидеру ИГ* Абу-Бакру аль-Багдади.

Нельзя говорить о полной достоверности данной информации: лиц присягнувших моджахедов мы в ролике не видели, их фамилий и положения в организации не знаем, позиция нынешнего амира «Имарата Кавказ» Магомеда Сулейманова нам не ясна. Но цепочка событий с конца прошлого года — например, заявление о лояльности ИГ* лидера чеченского отделения (вилаята) «Имарата» Хамзата (Аслана Бютукаева. — NT) — показывает наличие некоторой тенденции.

Уменьшение активности «Имарата» может быть объяснено большим оттоком людей: сотни и даже тысячи боевиков с Северного Кавказа воюют в Сирии и Ираке.

При создании организации Умаров отказался от пышной ичкерийской иерархии. Назначения на посты, присвоения званий, представительство в Европе не соотносились с сократившейся численностью и с перерождением подполья из сепаратистского в исламистское. Ставший амиром «Имарата Кавказ» в 2014 году Алиасхаб Кебеков повел курс на снижение террористической составляющей. Он запретил участие в акциях женщин и нападение на мирных граждан, пытаясь перевести ситуацию в русло именно вооруженного конфликта. Но сейчас все может измениться.

Подозрения, что преемник Кебекова будет поддерживать ИГ*, возникли давно. Кавказское подполье стало фундаменталистским после 2002 года, но тогда не было такого мощного бренда. Одно дело — быть автономным образованием, другое — войти на правах вилаята в большую структуру. Как закрытие сепаратистского проекта вывело происходящее на Северном Кавказе из политического поля, так и возможный переход от «Имарата» к ИГ* может означать смену тактики подполья на откровенно террористическую. 

* Деятельность организации в России запрещена.

Записала Дарья Хлякина


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.