Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

#Политика

Коллекция русского искусства

24.09.2007 | Замощина Маргарита | № 33 от 24 сентября 2007 года

Коллекция русского искусства, собранная Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, была продана за £ 40 млн ($80 млн).
Огромные суммы, предлагаемые за произведения русских художников в Европе и Америке, перестали удивлять как русскую, так и западную общественность. Кто на Западе покупает картины русских художников? Каков вкус русского собирателя живописи?

Генеральный директор антикварно-художественного объединения «Магнум Арс»

Анатолий Тымовский —
Маргарите Замощиной

Покупатели на западных
и российских аукционах
в основном русские

Фарфоровый сервиз «Тет-а-тет» из коллекции Ростроповича— Вишневской

На Западе интерес к современной русской живописи после бума перестройки затих почти на пятнадцать лет.
Пусть будет сказано довольно смело или даже нагло, но, видимо, это не очень большое искусство в мировом контексте. Во всех направлениях второго авангарда1 велика социальная составляющая, что спровоцировало интерес к подпольному, «запрещенному» искусству. Вполне искренним было желание поддержать саму идею искусства у порядочных людей как с нашей стороны, так и со стороны Запада. Иностранцы, которые приобретали современную русскую живопись, рассчитывали на сумму $100 или просто на подарочный характер покупки. Это были просвещенные и по западным меркам небогатые люди: журналисты, работники посольств.

С чем же тогда связан столь внезапный успех (более $4 млн) на аукционе русского современного искусства, проведенном Sotheby’s?
Один раз, как говорят французы, — это ни одного раза! Да и сумма в $4 млн за все работы, представленные на одном аукционе, не так уж велика — средняя цена одного полотна французского импрессиониста.

Кто они — потенциальные покупатели русского искусства на Западе?
Покупатели на западных и российских аукционах — одни и те же люди. В основном русские, на девяносто процентов профессиональные дилеры.

Каков процент иностранцев среди покупателей старой русской живописи на западных аукционах?
Ничтожный процент. Отдельные случаи возможны, но тенденции я не вижу, за исключением такого всемирно признанного направления, как первый русский авангард. Это в первую очередь Кандинский, Малевич и Шагал.

Значит, несмотря на столь высокие цены, у Шишкина и Айвазовского мало шансов выйти на мировой уровень?
Шансы есть, но опять же это российский покупатель на Западе. Повышение цен на такого рода живопись напрямую зависит от экономического развития страны. Мы можем продавать еще много нефти, газа, металлов… Айвазовским вообще перекормили публику, художник оказался неожиданно плодовитым даже для профессионалов.

Так почему же все-таки покупают именно на лондонских аукционах?
Такая покупка кажется престижной и надежной. Имиджевая составляющая имеет очень большое значение: «Я купил Айвазовского на Sotheby’s!» Сочетание этих двух брендов производит эффект. У современного русского покупателя довольно поверхностный характер собирательства, в его основе не лежит глубокое знание и прочувствование предмета.

То есть сегодняшнего покупателя нельзя назвать коллекционером?
Некоторые сформировываются как коллекционеры — читают, узнают о направлениях и конкретных авторах. Но это единицы.

А как же инвестиционный мотив?
Думаю, что он невелик и не надо его гипертрофировать. В общественном сознании ему придается гораздо большее значение, чем это есть на самом деле. Сумма, потраченная на живопись, по некоторым оценкам, составляет 0,1— 0,3% от общего капитала покупателя. Доходность живописи, безусловно, выше доходности ценных бумаг, но ликвидность таких активов, как произведения искусства, непроста.

Наш покупатель не имеет
сформировавшегося вкуса

Малахитовые изделия из коллекции Ростроповича — Вишневской

Как развивается вкус русского собирателя и какой прогноз вы даете на будущее?
Развивается от классики середины XIX века, передвижников, далее хронологически к «мирискусникам», «Бубновому валету»2. Конечно, искусство XIX — начала XX века на рынках Запада и в России исчерпывается. Прогнозировать вкус русского собирателя очень трудно. Я думаю, что русский покупатель обратится к мировому искусству, интерес к которому был и остается.
Сомневаюсь, что современное русское искусство перехватит эстафету у старого. По-настоящему сформированного интереса ко второму авангарду и современному искусству на сегодняшний день нет.

Многие коллекционеры уверяют, что рынок авангарда был скомпрометирован количеством фальшивок и люди утратили веру в это искусство. Как будет развиваться экспертиза произведений станковой живописи в будущем?
Надо признать, что на рынке авангарда царят чувства опасения и беспокойства за подлинность предлагаемых произведений. Экспертиза произведений станковой живописи как научно-прикладное направление стремительно развивается, например в США, на базе быстрого прогресса компьютерной техники.

В XVIII—XIX веках богатые россияне привозили западную живопись на родину. Какова вероятность того, что все вернется на круги своя и западная живопись вновь обретет популярность в России?
Думаю, интерес к западному искусству будет расти: с русскими авторами становится все сложнее, а значимость западной живописи в нашей культуре велика. Со временем и у нас появятся опытные консультанты по западному искусству и атрибуцию полотен будет производить гораздо легче. В доброе старое время у нас довольно успешно популяризировали импрессионистов, и они стали в восприятии людей почти советскими.

Почему русские картины так успешно и дорого продаются на аукционах Запада, в то время как на московских аукционных площадках цены на порядок ниже?
Аукцион — это продажа образов и брендов, и они должны быть раскрыты, иногда изменены, модифицированы, несколько возвышены или даже заново созданы.
История западных аукционных домов насчитывает несколько сотен лет. Это мировой рынок с устоявшимися нормами восприятия. Аукцион — это также вложение средств: мощная теле- и радиореклама, реклама в периодических изданиях, которая не проводится нашими аукционными домами не только из жадности, но и из-за дефицита средств и из-за риска получения малой прибыли при больших расходах. Наш покупатель зачастую человек неуверенный и не имеет сформировавшегося вкуса, доверяет в значительной степени антиквару, рекомендующему ему вещь.

Sotheby’s — старейший в мире аукционный дом. Основан 11 марта 1744 года в Лондоне книготорговцем Сэмюелем Бейкером, решившим заняться бизнесом и сделавшим ставку на продажу библиотек после смерти их владельцев. Sotheby’s был закрытым «клубом», где работу могли получить только аристократы. К началу 80-х годов ХХ века Sotheby’s практически обанкротился. В его истории был период, когда аукционный дом находился в руках государства, но это продолжалось недолго (1977—1983). В 1983 году Sotheby’s был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману — владельцу крупной сети магазинов в США. В 1998 году Таубман вывел акции Sotheby’s на биржу. Ежегодно аукционный дом продает по всему миру около 250 тысяч произведений искусства. Кроме того, Sotheby’s занимается продажей земли и недвижимости. Оборот аукционного дома в 2006 году составил $3,75 млрд.

__________

1 Направление в русском искусстве 1960 — 1980-х годов.
2 «Бубновый валет» — творческое объединение, включавшее преимущественно московских живописцев. Создано в 1910 году участниками одноименной выставки. «Мир искусства» — группа художников, объединившихся в конце XIX века. Сыграла исключительно важную роль в истории русского символизма и модернизма.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.