Успех, сопровождавший размещение акций российских госкомпаний на фондовом рынке в конце прошлого — начале этого года, вдохновил власти, и все начало лета только и было разговоров (в том числе и со стороны президента и его вероятных преемников) о том, что практика «народных IPO» будет продолжена.

Однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы. Участники последнего размещения — свежеиспеченные акционеры ВТБ — через четыре месяца после IPO обнаружили, что акции упали на 20% от цены размещения. Попытки объяснить это падение обычно ограничиваются чисто экономическими факторами — ситуацией на мировых рынках, структурой активов и пассивов ВТБ, затягиванием с присоединением Промстройбанка. Однако есть еще один фактор, который оказывает давление на акции ВТБ, — это главный акционер. В момент, когда ВТБ размещал акции, государство в качестве основного акционера рассматривалось большинством инвесторов как дополнительная гарантия устойчивости банка. Действительно, что-что, а банкротство госбанкам не угрожает. Однако за все приходится платить. В России государственные компании далеко не всегда в своей деятельности руководствуются стремлением увеличить прибыль. Время от времени им приходится выполнять политические или иные заказы власти. Применительно к ВТБ достаточно вспомнить историю с прошлогодней покупкой 5% акций европейского аэрокосмического концерна EADS. Тогда в головах чиновников бродила идея возрождения отечественного авиастроения. У кого-то возникла здравая мысль, что решить задачу проще в рамках международного сотрудничества. Партнером решено было назначить Евросоюз. Покупка пакета EADS должна была обеспечить России место в совете директоров корпорации. Однако Европа от почетной роли отказалась и в совет директоров EADS российского представителя не пустила. На пресс-конференции, состоявшейся незадолго до IPO ВТБ, глава банка Андрей Костин заявил, что акции EADS можно рассматривать просто как долгосрочную портфельную инвестицию, на которой банк неплохо заработает. В начале сентября он же сообщил, что решение о продаже пакета принято. Случилось это, когда цена акции EADS колебалась в районе 22 евро. Покупал их ВТБ по 23 евро. За прошедший с того момента год с небольшим цена поднималась до 26 евро, но тогда акции с прибылью никто продавать не собирался.

Довольно странная стратегия для инвестиционного банка, который хочет заработать. Впрочем, политическая покупка акций европейского аэрокосмического концерна проводилась почти за год до «народного IPO» ВТБ — можно было бы простить и забыть. Проблема в том, что исполнения неприятных обязанностей, не способствующих максимизации прибыли, для ВТБ, похоже, никто не отменял. На рынке усиливаются опасения, что именно на этот государственный банк будет возложена почетная обязанность рефинансировать государственную же «Роснефть», которая наделала краткосрочных долгов для покупки активов разоренного «ЮКОСа», а реструктурировать эти долги из-за ситуации на финансовых рынках не в состоянии. Российские госбанки — последняя надежда привлечь более длинные деньги под приемлемые проценты. Правда, для того, чтобы избавить «Роснефть» от неприятных разговоров с кредиторами, ВТБ, возможно, придется отдать деньги, привлеченные в ходе IPO для развития бизнеса. Не исключено, что и решение о продаже акций EADS объясняется потребностями не ВТБ, а «Роснефти».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.