«Что такое чудо? Это когда израильский тренер доверяет решающую атаку американскому игроку и тот приносит победу сборной России!» Таковы были первые слова Дэвида Блатта — тренера, приведшего нашу баскетбольную сборную к первому в ее истории титулу чемпиона Европы

В 2003-м в Европе российская команда заняла седьмое место и проехала мимо афинской Олимпиады. Еще одно такое же место два года спустя обернулось пропуском чемпионата мира. В первом случае сборной руководил Сергей Елевич, во втором — Сергей Бабков. После того как мэтры нашего тренерского цеха Сергей Белов и Станислав Еремин охладели к работе с главной командой, федерация взялась экспериментировать: Елевич был выбран как тренер «Химок» — клуба, где играли исключительно российские игроки. Однако вариант «национальной идеи» на международном уровне, увы, не сработал. Бабков шел в противовес Елевичу — недавний совсем звездный игрок, тренер нового поколения. Табло, однако, показало тот же результат.

Нерусские творцы русского чуда

 


Андрей Кириленко и самое вкусное «золото» Европы

И приглашение иностранного тренера выглядело вполне логичным. Тем паче что Дэвид Блатт три года назад весьма успешно отработал сезон в питерском «Динамо»: уехав в Италию, в «Бенеттон», он оставил клубу и городу еврокубок. Да и денег Блатт по сравнению, скажем, с Гусом Хиддинком стоил весьма спокойных. «Если бы вы знали, сколько он у нас получает, то сказали бы, что человек работает на Россию бесплатно!» — любит говорить президент РФБ Сергей Чернов. Я узнал: бесплатно не бесплатно, но Блатт расписывается в ведомости за сумму, вдесятеро меньшую, чем получающий два миллиона евро в год Хиддинк. То есть для денег он работает в городе Тревизо, а для души (любимая фраза Блатта: «Команда должна играть сердцем!») — в сборной России. Респект Чернову — нанять такого успешного тренера за не наши бабки. Но один Блатт бы не вырулил: его глаза и уши в России — это генеральный менеджер Сергей Тараканов, выдающийся в прошлом игрок, олимпийский чемпион 88-го. (А Хиддинк, между прочим, генменеджера своего, голландского привез, которого сейчас в РФС не знают, как уволить за безделье.) И этот тандем нам еще много чего может выиграть — в олимпийский Пекин на следующий год чемпионы Европы попадают автоматически.

Еще один немаловажный творец победы, Джон Роберт Холден, или в баскетбольном просторечье Джей Ар, был записан в россияне три года назад. До этого был футбольный прецедент: спартаковский защитник из Камеруна Тчуйсе соблазнился идеей тренера Романцева поиграть в российской сборной, но, как выяснилось, ненадолго — едва получив наше гражданство, решил все же играть за историческую родину. В Камеруне это оценили, у нас почему-то обиделись. И выйти второй раз на самый верх с таким вопросом решиться было непросто.

«После истории с футболистом мы долго думали, прежде чем предложить Холдену такой вариант.

Разговаривая с ним, объясняли, что клубу выгодно, чтобы Джей Ар не попадал под лимит легионеров, но сразу спрашивали, готов ли он будет помочь сборной России, — рассказывает первый вице-президент ПБК ЦСКА Андрей Ватутин. — Холден ответил твердым согласием. И тогда мы, при наличии определенных властных связей у покойного Александра Яковлевича Гомельского, запустили этот механизм. Все было абсолютно конституционно, без всяких подковерных дел — и через несколько месяцев американец получил второе гражданство. И сдержал свое слово: даже если что-то при прежних тренерах ему могло не нравиться, он выходил на площадку в российской майке и выкладывался до конца».

Добавим: жертвуя при этом своим летним отпуском. «Я — спортсмен, мне все время хочется что-нибудь выиграть, а с приходом Блатта наша команда кажется мне способной на многое», — говорил Холден перед чемпионатом.

К слову, о лимите на легионеров: когда в прошлом году ЦСКА выиграл Евролигу, а «Динамо» — Кубок ULEB, раздавались голоса о невеликом участии в этих победах именно российских игроков — дескать, почти все делали иностранцы или такие россияне, как Холден (для справки: сборная может иметь в своем составе только одного натурализованного игрока).


Дэвид Блатт: «Играем сердцем!

«Интересно, что теперь будут говорить эти люди, ворчавшие, что из-за засилья легионеров русские таланты не могут пробиться, — задается вопросом Ватутин. — Пока сборная выступала не здорово, клубные менеджеры не сидели без дела: наш чемпионат сейчас котируется в Европе очень высоко. Деньги — они, в общем-то, и раньше в баскетболе крутились немалые, но такого развития клубной инфраструктуры не было никогда. Какие дворцы спорта появились за последние годы в Казани, Москве, Химках, Люберцах! К нам потому и едут так охотно по-настоящему звездные игроки, что видят: здесь все на уровне. И без такой конкуренции наши сборники никогда бы не выросли. Не хочется называть этот успех выстраданным — он просто заработанный, заслуженный».

Действительно, «Динамо» в этом году в Евролиге вошло в первую восьмерку, а в нашем чемпионате финишировало только четвертым! А что до денег, то в обнародованном бюджете ЦСКА есть одна любопытная цифра: расходы на зарплату и премиальные игрокам и тренерам в сезоне-2006/2007 составили 23 миллиона и еще 58 тысяч долларов. Разделите это на 20 человек — и получите столько же миллионеров. Ау, футболисты!

Андрей Кириленко:
«Для меня сейчас важнее
не деньги, а то настроение,
которое я поймал
на чемпионате Европы»

Ну и, конечно, чтобы обыгрывать Грецию, Хорватию, Францию, Литву и особенно в финале чемпиона мира Испанию на ее поле, нужна в команде звезда мирового уровня. У нас, к счастью, такая есть
— Андрей Кириленко, шесть лет уже играющий в НБА. Если раньше Андрею приходилось на площадке исполнять функции эдакого играющего тренера, то теперь он был от них свободен.
— Я давно не испытывал такого удовольствия от игры, как в команде Блатта. Это лучший тренер, с которым мне приходилось когдалибо работать, — говорит Андрей.
— Такого взаимопонимания и взаимоуважения между игроками и тренером я нигде не встречал. А психолог он просто бесподобный.
— В Америке все по-другому?
— Когда я подписал семилетний контракт с «Ютой», то наш тренер Джерри Слоун всячески старался внушить мне этакий комплекс вины: ты теперь такой высокооплачиваемый и потому обязан... В последнем сезоне, когда я крайне редко начал получать мяч, меня эти накачки уже просто достали. Здесь же приехал — и выполнял задания другого тренера, ничего выдающегося вроде не изображал, но все было в радость. Даже лучшим игроком чемпионата признали! И это заставило серьезно задуматься о вариантах продолжения карьеры.
— Но ведь ваш суперконтракт еще долго будет действовать?
— Да, четыре года, за которые я должен получить ни много ни мало 63 миллиона долларов. Но я уже позвонил генеральному менеджеру Кевину О’Коннору и сказал, что не вижу своей роли в команде и готов отказаться от всех этих денег.
— А с тренером разговаривали?


Русский американец всяко сильнее испанского испанца

— Еще до отъезда в Европу. Джерри мне сказал: «Если тебе что-то не нравится, ты всегда можешь разорвать контракт!» Это я и собираюсь сделать, как только 29 сентября прилечу в Солт-Лейк-Сити.
— Но ведь такие деньги вам едва ли где еще предложат?
— Для меня сейчас важнее не деньги, а то настроение, которое я поймал на чемпионате Европы. Я не хочу дальше продолжать играть на отрицательных эмоциях. И буду искать себе новую команду.
— Возвращение в Россию не исключаете?
— Я никогда не был так счастлив, как сейчас, находясь дома. Где ни появишься, всюду подходят незнакомые люди и благодарят за то, что я сделал вместе с командой. Поэтому я бы с огромным удовольствием поиграл в нашем чемпионате и, если не суждено мне стать чемпионом НБА, выиграл бы Евролигу или еще какой-нибудь еврокубок. Другое дело, что, пока контракт не разорван, я не имею права ни с кем вступать в переговоры. Но думаю, что уже в октябре без предложений не останусь.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.