#Только на сайте

Дело БОРНа: приговор вынесен

21.04.2015 | Дмитрий Окрест

Суд приговорил к пожизненным срокам двух радикальных националистов, убивающих идейных противников, и одного оправдал. Как завершился восьмимесячный процесс, разбирался The New Times


21 апреля в Мособлсуде оглашен приговор членам Боевой организации русских националистов, на счету которых убийство федерального судьи Эдуарда Чувашова, антифашистов Ильи Джапаридзе, Федора Филатова и Ивана Хуторского, таксиста Сосо Хачикяна, «черного ястреба» Расула Халилова («Черные ястребы» — семь молодых выходцев с Кавказа, которые попали на скамью подсудимых только за один эпизод: 6 мая 2008 года Расул и еще шесть студентов подрались в вагоне метро с двумя москвичами, одному из пострадавших выстрелили в лицо из пневматического пистолета; осужденные впоследствии за драку кавказцы отвергали название «Черные ястребы», утверждая, что этот журналистский ярлык), и чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева, а также покушение на сотрудника милиции Гагика Беняминяна.

1-490.jpg

Боец спецназа в здании суда

В зал впервые допустили фото- и видеокамеры, поэтому в помещении непривычно многолюдно. Толпа из журналистов федеральных телеканалов — всего около 30 человек — окружила адвокатов обвиняемых и постоянно приходящих на заседания родственников Чувашова. Между журналистами и «аквариумом», в котором сидят националисты, встали одетые в черное коренастые сотрудники с шевронами «спецназ». Сегодня, в отличие от прошлых заседаний, их лица закрыты балаклавами.

Подсудимые тоже стараются любыми способами спрятать лица. Вероятно, боятся быть узнанными по прибытии в места заключения, где могут подвергнуться нападениям. Всего в «аквариуме» четверо подсудимых — Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Михаил Волков и Юрий Тихомиров. Все время, пока судья Александр Козлов зачитывает приговор и вспыхивают фотоаппараты, четверо националистов держат в руках белые листы. Стоящие во втором ряду Михаил Волков и Юрий Тихомиров дополнительно одели кепки темных расцветок и повернулись спинами к журналистам. Последний коллегией присяжных ранее был полностью оправдан. Присяжные сочли недоказанными обвинения по участию в банде и незаконном обороте оружия. Теперь он вновь отправится в колонию отбывать срок за убийство Джапаридзе — 29-летнего националиста осудили на десять лет еще в 2012 году.

2-490.jpg

В «клетке» для подсудимых — Вячеслав Исаев (в полосатой кофте), Максим Баклагин (в глубине за Исаевым)

У одетого в полосатую черно-белую кофту Вячеслава Исаева слегка открыто лицо — видны испуганные глаза. Он занес за спину руку, во время оглашения приговора постоянно сжимает и разжимает кулак. Вместе с Максимом Баклагиным он пытается за приставами и журналистами разглядеть родственников, сидящих на последней скамье для слушателей. Родственники повторяют движения находящихся в клетке — прячут от объективов лица. Некоторые пьют успокоительное.

Судья Козлов зачитывает приговор негромким, но сильным голосом. На протяжении полутора часов энергично и без запинки напоминает присутствующим краткое содержание прошлых заседаний — мотивы убийства (национальная и идеологическая рознь), детали нападений (слежка, отработка очередности нападения), желание националистов скрыть следы преступлений, незарегистрированные телефоны, смена автономеров, одежда на несколько размеров больше).

30-летние Баклагин и Исаев приговорены к пожизненному заключению, срок отсчитывается с момента задержания в 2012 году. Присяжные посчитали их вину доказанной, но решили, что за исключением случаев с Беняминяном и Чувашовым подсудимые имеют право на смягчение приговора. Ранее националисты просили о снисхождении. В частности, они утверждали, что раскаялись, а на свободе их жду дети.

4-490.jpg

Вячеслав Исаев (в полосатой кофте), Максим Баклагин (в глубине за Исаевым), Юрий Тихомиров (в синей кепке справа)

Во время зачитывания приговора судья отмечает, что националисты находились в бегах, не могли работать, чтобы обеспечивать детей, — значит, снисхождения по родительским мотивам недостойны. Тем более, напоминает судья, убийства являются резонансными и выходящими за рамки рядовых преступлений. Важно отметить, что осужденные лично не убивали Чувашова, а лишь следили за его перемещением от здания суда до дома. Приговор БОРН был приведен в исполнение Алексеем Коршуновым, праворадикалом, работавшим в ФСБ. Он подорвался на собственной гранате, находясь на Украине в бегах.

На протяжении всего процесса Баклагин и Исаев, которые стали сотрудничать в первые дни после задержания на подпольной квартире во Владимирской области, подробно рассказывали о своих преступлениях. Также детально они объясняли свои похождения во время следственных действий, кроме того, указали место, где прятали оружие. Когда судья оглашает приговор, Баклагин хватается за листок обеими руками. Затем судорожно начинает поправлять отросшие за время процесса темные, кудрявые волосы.

34-летний Михаил Волков получил 24 года. Срок идет с даты задержания националиста на Украине в 2013 году, где он скрывался вместе с семьей у знакомых праворадикалов. Ранее он был осужден за организацию погрома на Царицынском рынке на юге столицы в 2004 году. Тогда погибли три человека — граждане Азербайджана, Таджикистана и Индии, еще свыше 30 человек получили ранения. Волков вышел досрочно, а затем его завербовали в боевую организацию, в рамках которой он убил «черного ястреба» Халилова и антифашиста Филатова.

Следующие десять лет он проведет в тюрьме, затем его переведут в колонию строгого режима. Ранее прокуроры просили для Баклагина и Исаева пожизненное, а для Волкова — 25 лет. В конце года начнется суд над Ильей Горячевым, которого следствие называет идейным вдохновителем БОРН. Задержанный в Сербии Горячев свою вину отрицает — его судьбу также решит коллегия присяжных.

Фото: Дмитрий Окрест



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.