Когда популярный и в России, и на Украине певец Андрей Данилко, выступающий в образе Верки Сердючки, выбрал для выступления на фестивале Евровидения песню с припевом то ли «Раша, гудбай!», то ли «Лаша, тумбай», в Москве на него сильно обиделись и исключили из списка приглашаемых на торжественные телевизионные мероприятия. «Раша, гудбай» — это именно то, что способно взбесить всю официально-кондовую Россию — от политиков и дипломатов до трудящихся в социальных сетях. И к запрещению коммунистической пропаганды в Украине эта официальная Россия отнеслась с таким же остервенением, как и к песне Сердючки

Своя логика

Российские демократы и просто порядочные люди, а вместе с ними и украинцы, только плечами пожимают: а на что вы обижаетесь-то? Ну, запретили люди коммунистическую символику — не они первые, не они последние. Вы-то тут при чем? Разве вы — коммунисты?

Но в раздражении официальной России есть своя логика. Более того, рискну заметить, что официальная Россия права. Для украинцев коммунистическая идеология — это теперь Россия и есть.

Тот, кто знаком с историей украинского освободительного движения ХХ века, знает, что никакого «своего» коммунизма в Украине отродясь не было. Среди населения крупных русскоязычных городов были популярны традиционные партии Российской империи. Среди украинского крестьянства, ставшего опорой Украинской Народной Республики, — свои, «автономисты», после Октябрьского переворота перешедшие на позиции самостоятельной государственности. Название «Центральная Рада» не переводилось на русский язык с украинского, чтобы трудящиеся, не дай Бог, не заметили, что это — Совет. То есть такая же советская власть, как в Петрограде.

И ненавидимые вначале большевиками, а затем и их «русскомирскими» наследниками Грушевский, Винниченко и, конечно, Петлюра — советские политики, избранные в Раду рабочими, крестьянами и солдатами. Просто в Украине — в отличие от России — большевики были в Советах в меньшинстве. Во многом, кстати, еще и потому, что никогда не понимали чаяний украинцев, продолжая считать малороссийские губернии «естественной частью» разваливающейся империи. А когда поняли, было уже поздно: Центральная Рада провозгласила независимость УНР, Советская Россия этот факт признала. Но сразу же занялась любимым делом — мимикрированием. В Москве провели первый съезд новой партии — большевиков Украины. Эти самые новые украинские большевики, составлявшие меньшинство в украинских Советах, переместились в Харьков, поближе к российской границе, объявили себя новым правительством УНР и позвали на помощь братьев по разуму. Так почти сто лет назад Лениным, Троцким и Сталиным был разыгран сценарий, повторяемый сейчас Владимиром Путиным.

Поэтому коммунизм для украинцев — совсем не то же самое, что для россиян.

Коммунистическая партия товарища Зюганова — как бы мы ни относились к ее идеологии и приспособленчеству — это все же плоть от плоти своей собственной страны. Представим себе на мгновение, что в России была бы настоящая политическая жизнь. Вполне возможно, что компартия — уже без всякого Зюганова — изменила бы название, отказалась от радикальных лозунгов в идеологии и стала бы классической левой партией. Так, собственно, происходило со многими компартиями в странах Восточной и Западной Европы.

«Маленький Зюганов»

Но только не с компартией Украины! Потому что компартия Украины — это еще одна партия товарища Зюганова, даром что ею руководит «маленький Зюганов» — товарищ Симоненко. И главная идея этой компартии — это не то, чтобы Украина стала коммунистической, а то, чтобы никакой Украины не было. А если бы была — то такая, как до 1991 года — послушная и реакционная «вторая республика».

Когда в конце существования коммунистической фракции в украинском парламенте ее покинуло несколько депутатов, рассорившихся с Симоненко, я посоветовал одному из них возродить настоящую Украинскую компартию — не пророссийскую, а именно украинскую. Напомнил, что такой опыт предпринимался почти столетие назад, когда украинские левые эсеры (не российские, действовавшие в малороссийских губерниях, а именно что украинские, это была другая партия) назвали себя Украинской компартией (боротьбистов). Ленин, почуявший опасность, посоветовал им обратиться за признанием в Коминтерн. Ну а Коминтерн, в котором верховодил ленинский подельник Зиновьев, потребовал от них распуститься и присоединиться к большевикам. Что они, кстати, и сделали, и многие добились важных постов в руководстве Советской Украины — пока их всех не перебили в 30-е как националистов. Мой собеседник все это выслушал в эфире, но как-то замялся и идею не воспринял. И я знаю почему. Потому что он, как и все деятели КПУ, может перестать быть коммунистом, но не может стать украинским политиком любых взглядов.

Карта свободы

Декоммунизация в Украине — это окончательное признание того неоспоримого факта, что сам коммунизм здесь был не идеологией, а обманкой, под которой скрывалось восстановление Российской империи под новым названием и уничтожение украинской государственности. Да, большевики действовали изобретательно, и не только на Украине. Они не стали присоединять захваченные земли «областями», как когда-то предлагал Владимир Путин Александру Лукашенко, а создали на них псевдогосударство, которому после Второй мировой войны даже открыли представительство в ООН. Так ведь и Путин стал настоящим государственным деятелем: он же не присоединяет Донецкую область к России, а лишь наблюдает за «государственным строительством» ДНР. И Крым, перед тем как попасть в состав Российской Федерации, на несколько дней объявил себя независимым государством — ну почти как советская Украина или Дальневосточная республика в 20-е!

Именно поэтому в дни Майдана украинцы бросились свергать памятники Ленину. Заметим, не каким-то там деятелям Российской империи, а именно Ленину — потому что он окончательно превратился для них в символ порабощения и обмана. И карта «Ленинопада» постепенно совпадает с картой свободы.

Казалось бы, ну кому нужен Ленин в Севастополе или Донецке? А ведь нужен. Потому что он — больше не коммунизм. Он — символ того, что империю можно возродить даже после ее, казалось бы, бесповоротной гибели. И поэтому — самый актуальный российский политик нашего времени.

Этот простой вывод и есть ответ на вопрос — возможна ли декоммунизация в современной России. Скорее, будет ускоренными темпами происходить не декоммунизация, а реставрация коммунизма без коммунистов. Нынешнюю российскую власть в большевистских правителях будет интересовать не столько идеология, сколько инструментарий расширения границ «русского мира», при Ленине и Сталине носившего псевдоним «советского». Или это сейчас «русский мир» — псевдоним «советского мира», уже и не разберешь.

Пройдет совсем немного времени — и те советские вожди, которые имеют заслуги в этом восстановлении и не замараны «неправильным» происхождением — вернутся на свои пьедесталы под бурные аплодисменты трудящихся — как ответ украинским «фашистам» и их западным покровителям.

И это тоже будет логично. Потому что если сегодня Россия осудит коммунистическую идеологию и весь кошмар своей послереволюционной истории — это значит, что она откажется от идеи реставрации империи; что она, по сути, вернется к февралю 1917 года, к свободе, равенству и братству, не предполагавшему угнетения, к Учредительному собранию, на первом и единственном заседании которого украинский депутат выступал на родном языке, а большинство коллег ему одобрительно аплодировало. Для сегодняшних правителей России коммунистическое наследие — главная гарантия того, что этого великого возвращения, смертельного для имперских мифов, не произойдет никогда.


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share