#Главное

#Конфликт

#Театр

#Только на сайте

#Цензура

#Церковь

РПЦ против

2015.04.06 |

Дмитрий Ребров

5 апреля, когда этот номер уже выйдет из типографии, в Новосибирске пройдет митинг сторонников запрещенной оперы «Тангейзер».
Это будет глас вопиющего в пустыне, поскольку государство уже приняло сторону гонителей спектакля. The New Times выяснял, что верующих и церковь не устроило в опере
21-490.jpg
«Молитвенное стояние» на площади Ленина прошло под лозунгом «Защитим святыни — спасем Россию!», Новосибирск, 30 марта 2015 года

«Академический театр — это место, куда водят школьников и показывают им классическую программу. А у нас в городе сплошные эксперименты!» — возмущается Анастасия Супрун, православная прихожанка и участница одного из первых в Новосибирске митингов против скандальной постановки вагнеровского «Тангейзера». Тогда, 1 марта, на главной площади собралось около тысячи человек. От лица православной общественности они потребовали убрать из репертуара «порочащую православную веру и оскорбляющую чувства верующих» оперу.

Стенка на стенку

Претензии со стороны православной общественности к Тимофею Кулябину, который недавно возглавил в Новосибирске драматический театр «Красный факел», а с Театром оперы и балета сотрудничает как приглашенный режиссер, появились не вчера, — рассказывает Анастасия. Но только этой весной недовольство верующих обернулось настоящим скандалом. Действие классической оперы Кулябин перенес в современность, заменив рыцаря Тангейзера кинорежиссером Генрихом Тангейзером, снимающим антирелигиозный фильм, на афише которого изображение Христа помещено между женских ног* * Плакат является аллюзией на знаменитую рекламу американского фильма Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта» (1996). . Этот фильм вызывает возмущение персонажей спектакля, готовых растерзать Тангейзера, но об этом моменте демонстранты не вспоминают.

«Раньше он издевался над Пушкиным и Лермонтовым (в 2012 году Кулябин поставил в «Красном факеле» спектакль «Онегин», а в 2009-м — «Маскарад». — NT), но когда на сцене появился Христос, это стало последней каплей», — негодует прихожанка. С тех пор прокуратура успела возбудить против режиссера и директора театра административное дело и проиграть его в суде, а православные активисты — провести на площади Ленина «молитвенное стояние» с участием депутата Госдумы Николая Валуева.
21-cit-01.jpg
«Если, предположим, вашу маму в спектакле изобразили проституткой, вы бы обиделись? Верующий человек воспринимает Христа как близкого человека, это очень личное, интимное чувство, над которым нельзя издеваться», — Анастасия сама не видела постановку, но билет на кощунственное представление покупать не собирается: «Чтобы знать, что наркотики — это плохо, не обязательно самому их пробовать».

Сторонники театра готовят ответный митинг, провести который планируют 5 апреля на той же площади, где совсем недавно были «молитвенные стояния». «В нашем городе традиционно вольнолюбивая атмосфера. Настало время, когда мы должны выйти на улицы и показать, что мы существуем, что мы — это и есть Новосибирск», — взывают инициаторы акции к горожанам в сети «ВКонтакте». В преддверии митинга активисты уже провели серию уличных одиночных пикетов: «Они имели информационный характер, многие из горожан слышали о «Тангейзере» только краем уха, поэтому мы вышли, чтобы привлечь их внимание», — рассказывает Юля Исакова, одна из активисток. Она считает, что их митинг соберет не меньше, чем у «православных»: «Большинство горожан на нашей стороне».
21-cit-02.jpg
Два режиссера

Новосибирская митрополия, поддержавшая протест паствы, подчеркнула в своем обращении: церковь не вмешивается в кадровую политику, это прерогатива государства. Но директор театра нарушил закон, охраняющий «чувства верующих», а стало быть, обязан понести наказание. «Изображать Христа в контексте развратных сцен — недопустимо», — вторит сибирским коллегам глава отдела патриархии по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, к которому NT обратился за официальным комментарием. «Когда человек сопоставляет священное с развратом, он понимает, на что идет», — заключает Чаплин.

Несмотря на риторику церковных властей, позиция рядовых клириков не столь монолитна: «Пресловутый режиссер Тангейзер, то есть персонаж оперы, и режиссер Кулябин, поставивший оперу, — это не одно и то же лицо», — протодиакон Андрей Кураев, известный публицист и миссионер, оказался одним из немногих в РПЦ, кто встал на защиту искусства от консервативных критиков. «Режиссер Кулябин не предлагает зрителю солидаризироваться со скандальным поступком своего персонажа. Фильм, который снимает Тангейзер, оборачивается трагедией: собратья по цеху осуждают художника и отворачиваются от него», — говорит Кураев. Он согласен, что с религиозными символами лучше быть поосторожнее, но Кулябину было необходимо лаконично и доходчиво объяснить зрителю, почему именно фильм Тангейзера вызвал такой скандал, а в истории кинематографа есть один гарантированный повод для скандала — это совмещение священного и порнографии, объясняет миссионер.

«Режиссера Тангейзера придумал режиссер Кулябин, и он свою позицию высказал неоднократно»,— парирует Чаплин. Патриарх не удостоил скандал комментариями, и заочная дискуссия между клириками повисла в воздухе. Официально Синодальный информационный отдел ограничился лишь дипломатичным призывом «услышать верующих людей и завершить конфликтную ситуацию без судебных приговоров».
21-cit-03.jpg
Манипуляция манипулированными

«На мой взгляд, никакого оскорбления чувств в постановке не содержится, поскольку спектакль имеет дело не с религиозными символами в сакральном контексте, а с символами, принадлежащими уже не только религиозной, но и светской культуре», — считает религиовед, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Борис Фаликов. Ранее Фаликов неоднократно выступал против принятия закона об «оскорблении чувств верующих» — по его мнению, под этот закон при желании можно подвести любое смелое художественное высказывание на религиозную тематику: «Я предупреждал, что законопроект вызовет к жизни группы «профессиональных обиженных», которые будут спекулировать им с целью конвертировать обиды в политический капитал». То, что произошло в Новосибирске, по его мнению, и есть продукт манипуляции верующими со стороны ура-патриотических организаций.

Протодиакон Андрей Кураев формулирует гораздо резче: «Это никакая не православная общественность, а фашизоидные отморозки, которые сейчас поднялись по всей стране, на фоне борьбы «за святую Новороссию». Они почувствовали, что на них есть спрос. И обратите внимание, ведь все эти митинги, шли под политическими флагами, георгиевскими лентами», — утверждает протодиакон. По его мнению, Патриархия умышленно не комментирует конфликт: «Очевидно, что ее все устраивает. Мол, смотрите, какие мы крутые, нас нужно бояться, мы на районе самые главные, так что с нами нужно дружить, а не то у вас будут проблемы», — заключает Кураев.
21-cit-04.jpg
Бой до последнего


Интересно, что после увольнения директора театра, Новосибирская митрополия, до этого придерживавшаяся достаточно резкой риторики, постаралась откреститься от мирских протестов, к которым сама устами митрополита Тихона и призывала: «Церковь не считает себя стороной конфликта», — заявили NT в митрополии и предложили ориентироваться на официальное заявление, распространенное 1 апреля. В нем говорится, что РПЦ «не связывает свободу творчества и не навязывает церковной цензуры», а Новосибирская митрополия не подавала жалоб в прокуратуру. В органы, по утверждению церковного руководства, обращались простые прихожане* * По сообщениям ТАСС, именно после обращения митрополита Тихона прокуратура Новосибирска возбудила административные дела. . Священнослужители епархии, ранее активно ратовавшие за наказание режиссера, отказались от комментариев. Организаторы митинга за свободу искусства связывают истоки клерикальной кампании с именем настоятеля Александро-Невского собора Новосибирска, протоиереем Александром Новопашиным (от комментариев он отказался) и группой радикальных «державников», близких к прокремлевскому движению НОД. Руководитель Новосибирского отделения общественного движения «Народный собор» Юрий Зодия (он один из организаторов «молитвенного стояния» 29 марта) сообщил NT, что несмотря на самоустранение епархии, «активисты движения продолжат борьбу, пока режиссер и директор театра не попадут в тюрьму». С этой целью прихожанами уже поданы десятки обращений в городскую прокуратуру. В прокуратуре факт таких обращений NT подтвердили, но пояснили, что это не значит, что уголовное дело будет непременно возбуждено.

Фото: Yevgeny Kurskov/TASS

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share