Ельцин даже не отменил назначенную на 28 июня встречу с секретарем Совбеза Александром Лебедем. 2 августа помощники президента распространили информацию, что Ельцин нуждается в двухмесячном отпуске, поскольку испытывает «слабость» после напряженной избирательной компании. 9 августа Ельцин на 16 минут появился на публике, чтобы официально вступить в должность президента, а вскоре после этого лег в больницу. Но информацию о болезни президента официально не раскрывали до сентября: пресс-секретарь Сергей Ястржембский успокаивал журналистов словами о том, что Ельцин работает в своей резиденции с документами, а что касается здоровья — «рукопожатие крепкое» (напомним: когда во время исчезновения Путина нынешнего пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова спросили о крепости рукопожатия, он ответил — «ломает руки»). Телеканалы показывали сюжеты с президентом, записанные заранее, — так впервые на телевидении появились знаменитые «консервы».
5 сентября Ельцин рассказал в телеэфире, что решился на операцию на открытом сердце. После этого информация о здоровье президента стала появляться более регулярно: была объявлена дата операции, руководитель медицинского управления администрации президента Сергей Миронов охарактеризовал ее как «сложную», после операции кардиохирург Ренат Акчурин рассказал о ней на пресс-конференции.
Вячеслав Костиков, работавший пресс-секретарем Бориса Ельцина в 1992–1994 годах, поделился с NT своими воспоминаниями и соображениями о методах работы с общественным мнением во время отсутствия первого лица. По его словам, никаких специальных установок на этот счет нет, и решение каждый раз принимается в зависимости от обстоятельств. Костиков считает, что Песков просто не захотел создавать прецедент: иначе ему пришлось бы постоянно объясняться с публикой. И повышенный интерес публики к исчезновению Путина, и отсутствие официальных комментариев Костиков склонен объяснять историческими традициями: «Есть какие-то дремучие традиции российской истории, когда монарх, первое лицо, человек, облеченный доверием от бога, не может просто болеть! Он занят чем-то важным. Конечно, общество должно интересоваться состоянием своих министров, президента, и прочая, и прочая. Но интересы общества не всегда совпадают с традициями и нравами Кремля».
Материал подготовили Анна Байдакова, Антон Баев