Скандал в Новосибирске наматывает обороты. 1 марта в городе на центральной площади Ленина (!) прошел митинг в защиту веры, против оскорбления религиозных святынь. На рекламном ролике в сети под мрачную зловещую музыку демонстрируются кадры «надругательств» - от инсталляций с выставок до окровавленного оскала Мэнсона. Зрелище и впрямь жуткое. Так и тянет схватить ближайшую хоругвь и поспешить на площадь Ленина.
Возможное и вполне уже оформленное судилище над спектаклем – это не просто событие локального масштаба, это прецедент, это точка отсчёта новой эпохи в отечественной культуре. Если режиссера признают виновным в «публичном оскорблении святынь» (ч. 2 статьи 5.26 КоАп РФ) – ему грозит штраф до 200 тысяч рублей либо 120 часов общественных работ. Если признают в оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ) – то могут и в колонию на год отправить. Не «двушечка», конечно, но неприятно.
Впрочем, степень наказания в данном случае абсолютно не важна, важен и беспрецедентен сам факт - впервые к произведению искусства применяется уголовный кодекс. При наличии статей основного закона , гарантирующих свободу творчества и запрещающих цензуру, декларирующих светскость государства, — этот сюжет становится не только глубоко аморальным, мракобесным, но и абсолютно противозаконным.
Уголовную статью про оскорбление чувств верующих придумали после мучительного и постыдного суда над группой Pussy Riot, когда весь мир с недоумением наблюдал, как в центре Европы в 21 веке двух женщин судят, как ведьм времен инквизиции, строя обвинения на «правилах трулльского собора» седьмого века.
«Ведьмы» отсидели свою двушечку, а «трулльский собор» пошел гулять по стране в виде полуграмотных доносов православных организаций и хулиганских выходок православных экстремистов и ряженых казаков с нагайками.
На оперу Вагнера телегу «накатал» человек солидный, облеченный статусом и властью - владыка Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский. Спектакля он не видел, но видимо какой-то бойкий дьячок ему напел про безобразия в энтом йоперном театре. Телега об оскорблениях чувств была разослана в различные учреждения, включая губернатора и прокуратуру. Режиссера и директора вызвали на дачу объяснений. Машина закрутилась.
Постановление о возбуждении административного дела за подписью местного прокурора строит свои обвинения на цитатах из буклета к спектаклю, фрагментов видеозаписи, фотографиях. На самом деле источник всех бед – афиша вымышленного фильма, фигурирующая в одной сцене спектакля.
Действие оперы Вагнера Кулябин перенёс в современность, где Тангейзер стал известным скандальным кинорежисером, а турнир певцов – престижным кинофестивалем, куда герой привозит свой фильм «Грот Венеры». Афиша, на которой изображен Христос, распятый между обнаженных венериных ног, повергает кинематографическую общественность в шок, потом в гнев, потом в бешенство. Толпа объявляет режиссера преступником и готова разорвать его на куски, с позором бежавший от света Тангейзер впадает в депрессию, а потом и вовсе сходит с ума.
Как говорил классик: самое невероятное то, что с нами случается в действительности. С Тимофеем Кулябиным - лауреатом «Золотой маски», молодым талантливым востребованным режиссером, одним из художественных лидеров поколения, - наяву происходит то, что случилось с его лирическим героем в придуманном им спектакле. Вагнер хохочет в небесах. Такого даже он не с его фантазией и радикализмом не мог себе представить.