Утром 24 февраля в одиночной камере венской тюрьмы был найден повешенным 52-летний Рахат Алиев, бывший зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Австрийские власти сообщили, что Алиев повесился и следов насилия со стороны третьих лиц не обнаружено. Это подтверждается данными видеонаблюдения и патологоанатомического исследования. Однако адвокаты Алиева не верят, что их клиент добровольно залез в петлю, сделанную из марлевого бинта и подвешенную к крючку для полотенца. Они утверждают, что для суицида у него не было никаких оснований - за несколько дней до этого Алиев заказал себе новые очки и записался к тюремному парикмахеру.

Адвокатов можно понять - они потеряли невероятно щедрого клиента. Рахат Алиев, бывший некогда в своей стране могущественным силовиком, которого считали чуть ли не возможным преемником своего тестя, платил им гонорары в сотни тысяч евро за содействие в попытках скрыться от правосудия сразу нескольких европейских стран. Бывший замглавы комитета нацбезопасности Казахстана и посол в Австрии, Алиев в своей стране был обвинен в 2008 году в попытке государственного переворота и заочно приговорен к 40 годам тюрьмы. В Австрии ему поначалу удалось получить вид на жительство благодаря женитьбе на бывшей сотруднице своего посольства, чью фамилию - Шораз - он взял себе, а также помощи адвоката Вольфганга Брандштеттера, ныне - министра юстиции Австрии. Но спустя несколько лет оставаться там Алиеву стало опасно. Он скрывался на Мальте, на Кипре, в Греции…

По иску бывших охранников экс-премьера Казахстана Акежана Кажегельдина, в пытках которых он принимал личное участие, стремясь выбить из них показания на своего шефа, против Алиева было возбуждено уголовное дело. Доказательства его вины были очевидны и решение австрийского суда присяжных выглядело неминуемым: 5 лет тюрьмы.

Кроме того, против Алиева было возбуждено и другое дело - по обвинению в убийстве двух менеджеров казахстанского «Нурбанка». Как заметил в интервью Deutsche Welle Акежан Кажегельдин, Алиев понимал, что ему грозит, и поскольку часто поступал как психопат (в посольстве Казахстана он приказал однажды остричь наголо женщину-россиянку, работавшую там поваром), вполне мог впасть неожиданно в депрессию и покончить с собой. Во всяком случае, психотропные препараты Алиев принимал, уверяет говорит лично его знавший немецкий политолог Михаэль Лаубш.

Стало известно, что незадолго до смерти Алиев попросил о встрече с консулом Казахстана в Вене и даже вернул себя свою фамилию. На родине у него осталось двое взрослых сыновей, внуков президента Назарбаева, старший из которых, Нурали Алиев, недавно был назначен заместителем акима(мэра) Астаны. Казахстанские власти уже сообщили о своей готовности принять участие в расследовании случившегося. Впрочем, известие о суициде в Вене не стало сильным шоком для казахстанской элиты, - на родине его уже стали забывать, хотя и оттеснило в медиа-пространстве другую сенсацию — о проведении 26 апреля досрочных президентских выборов. А вот в Австрии самоубийство бывшего казахстанского генерала может иметь серьезные политические последствия, уже говорят о возможной отставке Брандштеттера.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.