На стороне боевиков «Исламского государства» в Ираке воюет около 1700 россиян, причем за последний год это число выросло почти вдвое — такую печальную статистику привел глава ФСБ России Александр Бортников на встрече с российскими журналистами по итогам саммита по борьбе с насильственным экстремизмом. Саммит прошел в столице США под эгидой Белого дома.
Данные, которые привел Бортников, не оставляют сомнений в том, что идеология экстремистов по каким-то причинам становится все более популярной, причем, в первую очередь, — среди молодежи. В ходе общения с представителями прессы глава ФСБ поднимал эту тему не раз и не два.
«К большому сожалению, существует тенденция к увеличению количества россиян, воюющих в Ираке. На данный момент там находится около 1700 наших сограждан, и за прошедший год их число увеличилось почти в два раза», — признал Бортников. По его словам, властям всех стран, сталкивающихся с подобной проблемой — а таких почти 100, — «необходимо выстраивать работу таким образом, чтобы, с одной стороны, предотвращать выезд таких лиц в горячие точки, а с другой — делать все необходимое, чтобы после возвращения этих людей домой, в том числе и в Россию, не допустить экстремистских вылазок». «Это реальность, с которой мы сталкиваемся», — признал глава ФСБ, отметив в этой связи важность сотрудничества между спецслужбами разных стран.
Сам он на вашингтонский саммит привез пакет предложений, касающихся такого партнерства, в частности, обмена информацией. Предложения, по словам Бортникова, нашли понимание у иностранных коллег: «Наша задача — работать на упреждение. Со стороны партнеров понимание этого и желание работать вместе — есть». Речь идет, в первую очередь, об американцах, поскольку «спецслужбы США располагают реальными возможностями и знанием обстановки в горячих точках мира». Кроме того, добавил он, российские спецслужбы в этом плане «заинтересованы не только в обмене информацией, но и в проведении совместных операций».
Санкции — не помеха
В этой связи сам собой напрашивался вопрос о том, как нынешние санкции, введенные против России, влияют на сотрудничество в борьбе с терроризмом. К счастью, как выяснилось, спецслужбисты стараются не слишком зацикливаться на политических вопросах.
Прежде всего, Бортников уточнил, что в рамках состоявшегося саммита вопросы, связанные с Украиной, не поднимались.
«С американцами мы неоднократно встречались и обсуждали вопросы, которые так или иначе могут повлиять на наше сотрудничество. Конечно, мы с пониманием относимся к политическим проблемам, но в то же время сознаем, что, если постоянно находиться под прессом санкций, можно пропустить те реалии, с которыми мы сталкиваемся каждый день, и таким образом нанести ущерб интересам безопасности наших государств», — сказал главный российский разведчик. По его словам, «в данной связи договорились, что будем сотрудничать, невзирая на временные, как мы полагаем, ограничения».
Сразу же Бортников привел несколько наиболее ярких примеров российско-американского сотрудничества в правоохранительной сфере. Прежде всего, это расследование теракта в Бостоне, когда российские спецслужбы предоставляли информацию американским коллегам. Кроме того, отметил глава ФСБ, «в ходе работы по обеспечению безопасности Олимпийских игр в Сочи мы с американскими партнерами и представителями других стран провели ряд мероприятий, которые способствовали предотвращению ряда террористических действий, готовившихся российскими гражданами».
Главная роль — ООН
Завершившийся саммит, как таковой, Бортников назвал «политическим», отметив, что «на нем не обсуждались специфические вопросы деятельности спецслужб». В то же время, по его словам, «многие сходились во мнении о том, что эту работу необходимо вести на уровне государственных органов, правоохранительных структур, общественных организаций и, естественно, духовенства, поскольку нынешние процессы в Ираке и Сирии идут под флагом радикального Ислама».
Бортников отметил, что по итогам саммита был принят «небольшой документ», основное внимание в котором уделено «вовлечению в экстремистские организации большого количества молодежи».
В этой связи он обратил внимание на выступление на саммите генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который также призвал общими усилиями дать отпор привлечению молодежи в ряды террористов.
«Количество площадок, на которых обсуждается проблема противостояния экстремизму, возросло. Это говорит о том, что она затрагивает интересы все большего количества государств, граждане которых вовлечены в террористическую деятельность», — считает глава ФСБ. Однако, на его взгляд, таких площадок может быть много, но «координирующая роль здесь должна принадлежать Совету Безопасности ООН».
Саммит открытых возможностей
В принципе, сложилось впечатление — по крайней мере, из открытых для прессы мероприятий — что у Белого дома, организовавшего данный саммит, не было задачи добиться от его участников каких-то конкретных решений, главным было декларирование общих целей и, возможно, сигнал экстремистам.
О том, какое значение придавали этой встрече в Вашингтоне, говорит хотя бы тот факт, что президент США Барак Обама выступил на ней дважды — всего-то за два дня. Он, в частности, призвал к диалогу в рамках ООН по противодействию экстремизму и также заверил, что США «воюют не с Исламом, а с теми, кто извратил Ислам». Также американский президент предложил всем странам мира выступить с «конкретными инициативами» в данном направлении в рамках Генассамблеи ООН осенью нынешнего года.
Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости