Олеся Жуковская (слева) после ранения в шею написала в твиттере «я вмираю». После операции она осталась жива, Киев, 20 февраля 2014 года
Кульминация противостояния на Майдане. Виктор Янукович начинает терять верных соратников: в 11.00 о выходе из Партии регионов объявляет глава киевской горадминистрации Владимир Макеенко. От власти в Киеве отворачиваются целые подразделения силовиков в регионах. Минздрав Украины публикует официальные данные: за последние три дня в Киеве погибло 64 человека. В 15.20 Верховная Рада неожиданно принимает постановление о запрете на использование силовиками оружия и спецсредств, о возвращении всех силовых подразделений к местам постоянной дислокации и прекращении антитеррористической операции, объявленной ранее руководством СБУ. Причем, по данным бывших членов фракции Партии регионов, за этот документ их уговаривал проголосовать лично глава президентской администрации Андрей Клюев, из-за чего между ним и Януковичем возник конфликт — президент расценил такое поведение главы АП как предательство.
Среди протестующих на Майдане были и подростки, Киев, 20 февраля 2014 года
В 18.40 Янукович звонит Путину и просит направить в Киев российского представителя в качестве посредника на его переговорах с оппозицией: в тот же вечер из Москвы прибывает экс-омбудсмен РФ Владимир Лукин. В Киеве между тем уже находится и тройка европейских посредников — главы МИД ФРГ, Польши и Франции прибыли с намерением убедить Януковича согласиться на досрочные выборы, создание коалиционного правительства и возвращение к конституции 2004 года.
21.32 — из киевского международного аэропорта «Жуляны» отправлен 80-й по счету VIP-рейс. Судя по фамилиям зарегистрированных пассажиров, Киев спешно покидают важные чиновники и олигархи. 35 % рейсов — в Европу, однако аэропорты Вены и Штутгарта не приняли джет-рейсы с Украины. Киев между тем взбудоражен «делом снайперов»: неизвестные стрелки, согласно многим свидетельствам, «работали» в этот день и по активистам Майдана, и по «Беркуту».
Раненный на баррикадах на Майдане Незалежности, Киев, 20 февраля 2014 года
Андрей Парубий:
20-го числа со мной на контакт вышли представители западных посольств. Когда бои стали стихать, около 16 часов, я назначил дипломатам встречу. Они говорили, что встречались с Януковичем и получили предостережение от него, что в Киев из западных регионов едет большое количество оружия. Мой вывод: вот эта информация про оружие и стала конечным психологическим фактором, который сломал Януковича, а заодно и многих бойцов «Беркута». Мы просто передавили их психологически. В действительности же ни о каких поставках оружия со складов на Майдан речи не шло. Но я не стал их (Януковича и «Беркут») разочаровывать и убеждать в обратном. Ну и во-вторых, Янукович сломался потому, что, видимо, уже понял: за погибших людей ему придется отвечать перед народом.
Проводы погибших бойцов «Небесной сотни», Киев, 20 февраля 2014 года
* * *
Анна Герман, бывший советник Януковича, которая была в течение долгих лет его доверенным лицом, рассказывает, что 20-го числа застала его в кабинете совершенно опустошенным. Янукович, который обычно всегда уделял внимание внешности и у которого была молодая возлюбленная, появился в не заправленной в брюки рубашке, дрожа, и пока город был охвачен дымом, твердил о самоубийстве. Стоило ей ему что-то возразить, как он тут же выгнал ее вон… (Газета Frankfurter Allgemeine Sonntagzeitung)
Фото: Аlexander Sherbakov/AP, Andrew Kravchenko/Pool/Reuters, Еевгений Малолетка