#Картина мира

#Политика

Именем Будды

2009.11.05

Шафрановая революция


Казалось, что ничто не может помешать правлению генералов в Мьянме (бывшая Бирма), которые находятся у руля с 1962 года.




Западные дипломаты сообщают из Мьянмы: убито уже 35 человек. Введен комендантский час. В пятницу был отключен интернет: информация из страны шла с блогов. Страна отрезана от мира. Бирманцы требуют, чтобы ООН ввела санкции

Казалось, что после десятилетий репрессий все живое, способное к сопротивлению, в этой стране в Юго-Восточной Азии давно уничтожено. И надежд не осталось. Особенно после того, как в 1990 году, когда оппозиционная партия «Национальная лига за демократию» (НЛД) одержала убедительную победу на выборах, военная хунта отказалась отдать власть.

Казалось, что Аунг Сан Су Чжи, лидер НЛД и лауреат Нобелевской премии мира, хрупкая женщина, которую хунта то отправляет в тюрьму, то держит под домашнем арестом, то переправляет в больницу — тюрьму для умалишенных, — что она единственная в стране способна говорить хунте «нет».

Но вот на улицы Рангуна — столицы Мьянмы вышли буддийские монахи. 10 тысяч. Как обычно, в своих шафрановых робах (уттарасангах) и с непокрытыми головами. Убежденные сторонники ненасилия, буддийские монахи и монахини, а потом и просто вдруг забывшие страх граждане потребовали перестать убивать людей в их стране и вернуть им политические свободы. И на улицы вышли уже 100 тысяч человек, а хунта вынуждена была ввести в город войска и объявить комендантский час. Потом войска начали стрелять. Но день за днем монахи выходили снова на улицы и вели толпу. Так началась, как ее уже окрестили СМИ, «шафрановая революция» — по цвету монашеских одеяний. «Социально включенный буддизм» — так называют религиоведы направление этой одной из самых быстро растущих религий в мире (по разным данным, буддистов насчитывается сегодня 350 миллионов человек), которое зародилось в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Южном Вьетнаме, в начале шестидесятых годов. Тогда в страшном коррумпированном и репрессивном Южном Вьетнаме буддийские монахи пошли в знак протеста на акт самосожжения. Известный буддийский богослов Тич Нхат Ханх тогда заявил, что, когда буддист сталкивается лицом к лицу с ужасающими страданиями, он не может оставаться в стороне, несмотря на всю традицию аскетизма и стремления к нирване, он обязан включиться в жизнь своей страны и действовать.

«Слово «Будда» в своем корне имеет «будх», что означает «проснись», — говорил Ханх. — Будда тот, кто всегда проснувшийся. Но проснулись ли мы?.. Наша земля — как маленькая лодка, которая постоянно находится под угрозой того, что она утонет. Нам нужен человек, который мог бы нам с молчаливой убежденностью сказать, что делать. Кто этот человек? Тексты Махаяны дают ответ на этот вопрос: этот человек — ты».

«Этот человек — ты», — говорят сегодня буддийские монахи на улицах Мьянмы. Они зовут проснуться.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share