Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Column

#Политика

Премьер и пенсии

08.10.2007 | Гонтмахер Евгений | № 35 от 8 октября 2007 года

Недавно российский премьерминистр обнаружил, что на нынешнюю пенсию не проживешь, и дал поручение срочно ситуацию исправить. Пафос г-на Зубкова можно только поддержать. Но от этого, как известно, деньги не появляются. А с ними в пенсионной системе беда: если бы не прямая помощь федерального бюджета (он обеспечивает базовую пенсию, а также добавляет почти 100 млрд рублей в год к страховой ее части), то и этих нынешних жалких выплат в пользу пенсионеров не было бы.

А теперь посмотрим: какие есть реальные возможности повысить пенсии? Сразу отметаем предположение о повышении налогов. Думаю, Виктор Зубков понимает, что этим решением можно только еще в большей степени ухудшить ситуацию: бизнес снова вернется в тень, и казна обмелеет.

Лучше собирать уже имеющийся единый социальный налог (ЕСН)? Действительно, долги предприятий Пенсионному фонду достигли 100 млрд рублей. Но и это не выход, потому что ежемесячно наши пенсионеры получают на руки почти в два раза больше. Вывести из тени неформальную зарплату, которая сопоставима с тем, что выплачивается по ведомости? Но для этого требуется не один год и нужен комплексный подход, стимулирующий бизнес «отбеливать» оплату труда.

Виктор Зубков, очевидно, намекает на Стабилизационный фонд, а точнее, на ту его часть, которая со следующего года будет называться Фондом национального благосостояния. Это уже теплее. Но и здесь есть свои подводные камни. Размер этой социальной копилки в 2008 году не превысит 400 млрд рублей, а доход от их размещения составит, как планируется, примерно 10 млрд. Если просто раздать весь фонд пенсионерам, то на каждого придется примерно 11 тысяч рублей. Вроде бы неплохо, но где взять такую прибавку в 2009-м и последующих годах? Можно, конечно, направить на повышение пенсий проценты от размещения всего Стабфонда, размер которого уже перевалил за 3,5 трлн. Но и это не более 100 —150 млрд в год, что не решает проблемы.

Тратить же весь Стабфонд, включая будущую его резервную часть, — значит радикально повысить риски макроэкономической устойчивости, тем более что уже в 2010 году предполагается исчезновение такого явления, как профицит федерального бюджета.

Так значит — ничего не поделаешь?

Можно, например, сделать пенсионеров выгодополучателями деятельности «Газпрома», «Роснефти» и других компаний, где государство владеет контрольным пакетом акций: ежегодно распределять среди ветеранов дивиденды, причитающиеся государству.

Еще один вариант, нисколько не отвергающий все предыдущие предложения: взять федеральному бюджету на себя выплату базовой части пенсии хотя бы некоторым категориям пенсионеров (например, инвалидам) не за счет ЕСН, а из других налоговых поступлений. Это, конечно, потребует пересмотра структуры расходов федерального бюджета, но я думаю, что маневр тут вполне возможен, по крайней мере, его можно обсуждать.

Все эти размышления показывают, что, к сожалению, сейчас нет палочки-выручалочки, которая может обеспечить единовременное резкое повышение пенсий. Поэтому требуется кропотливая работа по инвентаризации всех возможных вариантов, совокупное применение которых только и способно сдвинуть ситуацию с мертвой точки.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.