Страна для людей — главный вывод, который сделали корреспонденты The New Times, впервые оказавшись в Японии

Илья Барабанов, Наталья Морарь
Токио — Осака — Киото — Москва


В Японии древние традиции мирно уживаются с современными технологиями

Токийский аэропорт Нарита — один из двух аэропортов японской столицы — построен в начале семидесятых годов. В аэропорту ждет и первый сюрприз: место для курения удается найти с большим трудом. В Японии не принято курить ни на улицах, ни в парках, ни в туалетах. В специально отведенных местах построены стеклянные павильончики с пепельницами и вытяжкой, сюда и забиваются

все те, кто желает подышать никотином после долгого перелета. Курильщикам в этой стране вообще приходится нелегко: в некоторых городах на улицах курить вообще запрещено, за это штрафуют, а павильонов для курильщиков мало и найти их бывает совсем непросто. Вылетая из Москвы в Токио, корреспонденты The New Times ожидали увидеть в Стране восходящего солнца стандартный набор штампов: император, самураи, небоскребы и суши с роллами. Императора обнаружить так и не удалось, его дворец открывается для посещения туристами только два раза в год. Самураев на улицах японских городов встретить тоже невозможно, а найти хоть в одном ресторане такие привычные для московских любителей японской кухни роллы — задача нерешаемая. Их здесь практически никто не ест.

Токио без пробок

Миф о городе небоскребов развенчивается сразу при въезде в Токио. То есть небоскребы, конечно, стоят, но их не так много и никто в них не живет. В основном это офисные центры. Живут же простые японцы в совсем маленьких домиках. Учитывая крайнюю скученность1, стоят дома чрезвычайно плотно. Маленькие двери, маленькие окна, маленькие квартиры. 20 квадратных метров на одну семью считается вполне нормальным. При этом стены японских домов очень тонкие. Зимой, когда температура опускается в среднем до 0 градусов, но из-за высокой влажности кажется еще холоднее, для обогрева своих жилищ японцы используют кондиционеры: никакого центрального отопления здесь не существует. Зато что сразу поражает своей масштабностью, так это дороги. Борясь с пробками, японцы строят многоуровневые дороги. Две, три, четыре трассы друг над другом. Ехать, зная, что над твоей головой еще потока три машин, — ощущение не из приятных. Зато проблемы пробок как таковой в Японии почти нет. Своим автомобилем японцы стараются не обзаводиться, используя либо общественный транспорт, либо многочисленные, хотя и не дешевые такси (в среднем поездка на такси обходится в 2000 иен — 500 рублей). Таксисты с пассажиром не торгуются: сразу включают счетчик. При этом все они носят идеально белые перчатки, а сиденья в автомобилях обтягивают белыми же кружевными чехлами. Двери в такси открываются и закрываются сами: вам не нужно дергать за ручку. Те, кто не желает тратиться на такси, перемещаются в основном на велосипедах, безбоязненно оставляя их где угодно. В третьем по величине городе Японии Осаке корреспонденты The New Times наблюдали удивительную картину, как в начале рабочего дня перед зданием местной торговой биржи выстраиваются в несколько рядов сотни велосипедов. Велосипедисты в Японии приравнены к пешеходам, хотя зачастую ездят и по проезжей части. В отличие от других стран с развитым велосипедным движением специальной полосы для велосипедистов здесь нет. Туристу из левосторонней страны это создает проблемы, и есть хороший шанс пересечься с велосипедом.

Между дорогой и тротуаром никаких разграничительных бордюров нет. Это делается как для удобства велосипедистов, так и для свободного передвижения инвалидов-колясочников.

Японское чудо

Пешеходные дорожки — еще одно японское чудо. Весь асфальт прошит резиновыми лентами и круглыми шарами, задача которых — помочь перемещаться слабовидящим. Нащупал резиновую полосу — иди. Если впереди резиновый круг — стой. Слепому японцу не надо искать поводыря — светофоры не только мигают красно-желто-зелеными глазами, но и звенят, давая невидящему пешеходу понять: путь открыт. Для удобства инвалидов низкими строятся и автоматы, продающие всё — от сигарет и напитков до билетов на поезда и электрички.

Скоростные японские поезда, сенкансены, отдаленно напоминают змею или длинную капсулу. Восемь вагонов, бесшумно летящих на скорости около 300 километров в час. В одном из вагонов можно курить. Стоящие пассажирывстречаются только в более простых электричках ближнего следования, а кресла в поездах похожи на самолетные. Доехать на сенкансене от Токио до Осаки можно всего за три часа. На самолете, для сравнения, это расстояние преодолевается за час с небольшим. Главная достопримечательность Осаки — местный замок, построенный в XVI веке. Беда у всех японских исторических достопримечательностей одна: опасаясь землетрясений, все дома строили из дерева, поэтому фактически ни один из памятников архитектуры не дожил до наших дней в первозданном состоянии. Тот же осакский замок дважды сгорал, а в годы Второй мировой войны был уничтожен американскими бомбежками. Для инвалидов всюду построены специальные пандусы. Если пандус построить нельзя, из ситуации выходят иным способом. Например, к замку в Осаке пристроена десятиметровая стеклянная шахта лифта для инвалидов-колясочников.

Третий глаз Киото


Идеология японцев: государство для людей, а не наоборот

На входе во все музеи, замки, монастыри необходимо разуваться. В Киото, древней столице Японии, корреспонденты The New Times выяснили, что босиком японцы ходят не только по музеям и кафе, но и просто по улицам. Риска испачкаться почти нет. Прогуливаясь по саду у императорской резиденции, ваши корреспонденты обнаружили специальную бригаду рабочих: они моют и обрабатывают на дорожках каждый камешек. Привычка ухаживать за камнями даже на прогулочных аллеях выросла из культуры каменных садов. Вершиной дзен-буддистского искусства считается сад камней в храме Рёандзи, построенный в XVI веке. Шедевр представляет собой площадку примерно 15 на 25 метров, посыпанную галькой. По этой площадке, с трех сторон огороженной стеной, в хаотическом порядке разложены 15 камней большего размера. С четвертой, неогражденной стороны — деревянные ступени, на которые надо садиться и смотреть на сад. Как бы ты ни сел, видно тебе будет лишь 14 камней. Японцы считают, что человек должен долго медитировать, глядя на камни, пока у него не откроется «третий глаз» — тогда он увидит пятнадцатый камень. Впрочем, можно просто встать и увидеть пятнадцатый камень, но это значит, что «третий глаз» у вас так и не открылся.

Киото славится не только своими замками, но и самыми лучшими гейшами, вы можете воспользоваться их услугами в среднем за 150 тысяч иен ($1500). Поторговавшись, цену можно сбить до 60 —70 тысяч иен, но тогда вам предложат девяностолетнюю гейшу, и это не редкость. Вопреки расхожему заблуждению, труд гейши не имеет ничего общего с трудом проституток. Гейша должна развлекать мужчину разговором, игрой на музыкальных инструментах, помогать в деловых переговорах. Проститутки в Японии тоже есть. Но здесь они — примерно то же самое, что психотерапевт для американцев или друг с бутылкой водки для русского. К ним приходят в трудную минуту жизни, чтобы она гладила мужчину по голове и рассказывала ему о том, что Будда скоро улыбнется и ему. Пять делегатов, приехавших из России на конференцию в Японию, целую ночь искали традиционную проститутку. Не нашли.

Зонтичный круговорот

Оптимизация усилий по-японски — это не только когда аппараты вместо людей продают все подряд, начиная с сигарет и заканчивая билетами на транспорт. Официанту в японском кафе компьютеры экономят как минимум пять пробежек от стойки к клиенту. У официанта в руке маленький портативный компьютер, куда он сразу вбивает ваш заказ. На выходе из кафе вы называете ваш столик и расплачиваетесь. Теоретически кто-то может и не заплатить, но это не принято. Кстати, культуры чаевых в Японии нет. Уходя, можете захватить с собой зонтик. «Круговорот зонтиков в Японии — отдельный феномен», — рассказал The New Times один из русских переводчиков, чья семья решила не возвращаться в Россию после развала СССР. Поскольку дожди здесь случаются часто, зонты стоят очень дешево и их не принято хранить. Зонтик за копейки приобретается на каждом углу в случае необходимости, а потом оставляется где попало. У входа в каждое здание есть специальные стойки, куда складываются зонты, и оттуда вы можете спокойно забрать зонт, даже если он принадлежит кому-то другому. Никто не обидится. Токийцы утверждают, что нет ничего более простого, чем года через полтора после покупки зонта снова встретиться с ним уже где-нибудь в Иокогаме или Хиросиме. У этих аксессуаров своя жизнь и свой путь, отследить который невозможно.

Мусор по расписанию

В борьбе за чистоту и экологию — жизненного пространства в Японии мало — японцы установили удивительно жесткие правила уничтожения мусора. Каждый человек должен сортировать появляющиеся у него отходы на те, которые горят, и те, которые не горят. Сортируются отходы также на пищевые и непищевые. В каждый из дней недели специальные работники забирают от дома определенный мусор. Тут главное — не перепутать. Например, по понедельникам от вашего подъезда заберут пищевой мусор, во вторник — пластиковые предметы. Если совершили ошибку — будете хранить мусор еще неделю. Выкинуть крупногабаритные предметы стоит дороже всего. За это надо платить, и в итоге получается, что, например, избавиться от дивана дороже, чем его приобрести. Часть мусора уничтожается на специальных заводах, часть идет, что называется, в хозяйство. В Токио и Осаке есть целые насыпные острова. В основе фундамента кварталов и микрорайонов — мусор, грамотно рассортированный законопослушными японцами. Прощание У японцев нет традиции при встрече или прощании пожимать друг другу руку или целоваться. Встречаясь, они кланяются, а при прощании собираются в кружок и минуты две-три машут руками друг другу. Матане!

____________________________
1 В Токио на 615,8 кв. км проживает 8,35 миллиона человек.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.