Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Итоги

#Только на сайте

#Запреты

Что запретили, и чего не досчитались

29.12.2014 | № 43-44 от 22 декабря 2014 года

Реабилитация нацизма

Инициатор закона: группа депутатов Госдумы от всех фракций.

Вступление в силу: 16 мая 2014 года.

Суть: отрицание фактов, установленных на Нюрнбергском процессе, и распространение «заведомо ложных сведений о деятельности СССР» в годы Второй мировой войны караются как уголовное преступление вплоть до лишения свободы на срок до трех лет. А если все это сделано с использованием СМИ, то на срок до пяти лет. Закон предполагает наличие официальной трактовки событий войны и де-факто — запрет на поиск исторической истины.

Зарубежные счета чиновников

Инициатор закона: Президент РФ.

Вступление в силу: 1 января 2015 года.

Суть: госслужащим, от чьих решений зависит национальная безопасность и суверенитет страны, запрещено хранить деньги в иностранных банках. Сейчас такой запрет действует в отношении руководства страны, генеральной прокуратуры и ЦБ, глав регионов и руководителей госкорпораций, а также федеральных чиновников, которых назначает президент, правительство или генпрокурор. Граждане, претендующие на любые должности на госслужбе, должны будут предоставлять сведения о доходах.

Реклама на платных каналах

Инициатор закона: депутат Госдумы Игорь Зотов (фракция «Справедливая Россия»).

Вступление в силу: 1 января 2015 года.

Суть: неэфирные каналы, которые распространяются по платной подписке, лишатся рекламных денег (в 2013 году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, эта сумма составила 4 млрд руб., от 5 % до 40 % выручки вещателей). Как считает депутат Зотов, закон уравнивает в правах бесплатные каналы, которые зарабатывают на рекламе, с платными, которые теперь будут зарабатывать только на подписке. Роскомнадзор уже составил список из 1,4 тыс. платных телеканалов, на которых будет запрещена реклама. Закон прошел Думу и Совет Федерации за рекордные 9 дней: эксперты считают, что он направлен прежде всего против телеканала «Дождь».

Персональные данные

Инициатор закона: группа депутатов Госдумы (фракции КПРФ и ЛДПР).

Вступление в силу: 1 сентября 2015 года.

Суть: персональные данные граждан России будут храниться только на серверах на территории страны. Цель? «Усилить информационную безопасность страны, граждан в условиях усложнения международной ситуации»,— говорят депутаты. Закон коснется сайтов по продаже авиабилетов и бронирования гостиниц, интернет-магазинов и социальных сетей. Противники закона утверждают, что в России нет достаточного количества дата-центров, а хранение данных в них обходится на треть дороже, чем за границей. Результат: 12 декабря компания Google Inc. приняла решение закрыть свой инженерный офис в России, где трудятся более полусотни программистов. Facebook и Twitter ведут переговоры с Роскомнадзором.

Иностранный капитал в СМИ

Инициатор закона: группа депутатов Госдумы (фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»).

Вступление в силу: 1 января 2017 года.

Суть: доля иностранного капитала в любых российских СМИ не сможет превышать 20 %. Поправки в закон о СМИ запрещают как прямое владение медиа, так и косвенное через цепочку российских юрлиц. Под действие закона попали и граждане России со вторым гражданством. Поправки коснутся таких крупных игроков медиа-рынка, как Первый канал, каналы СТС,  Disney, радиостанция «Эхо Москвы», а также целый ряд крупных издательских домов, включая Sanoma Independent Media, который сейчас издает газету «Ведомости».

*См. nt №4 от 10 февраля 2014 года.

И чего недосчитались

Накопительная часть пенсии

С 1 января граждане России 1967 года рождения и моложе перестали получать на специальный счет накопительную часть пенсии, которая составляет 6 % от зарплаты. Это дало бюджету дополнительные 243 млрд руб. Как признал 25 июня министр финансов Антон Силуанов, «эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер». 5 августа правительство продлило мораторий на пенсионные накопления в НПФ (негосударственные пенсионные фонды) и на 2015 год.

Телеканал «Дождь»

С 29 января* «Дождь» перестал транслироваться в большинстве спутниковых и кабельных сетей. Формальным поводом для операторов стал скандал вокруг опроса про блокадный Ленинград. Один из крупнейших кабельных операторов «Триколор ТВ» назвал причиной отключения «некорректную контентную политику телеканала». Впрочем, по словам гендиректора «Дождя» Натальи Синдеевой, команда «фас» была дана на одном из совещаний в администрации президента после выхода в эфир 30 ноября 2013 года специального репортажа о дачном кооперативе «Сосны» — о дачах высоких кремлевских и думских политиков. Дальше с каналом не продлили аренду на помещение, и сейчас «Дождь» вещает из частной квартиры.

Lenta.ru

12 марта была отправлена в отставку Галина Тимченко, главный редактор самого популярного новостного портала рунета Lenta.ru, возглавлявшая издание с 2004 года: ежедневная аудитория Lenta.ru была 10,9 млн человек, а чистая прибыль за 2013 год — 16,8 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»). Вслед за Тимченко за месяц из издания уволились 58 человек из 94 сотрудников редакции. Галина Тимченко запустила новый информационный интернет-проект «Медуза», который базируется в Риге.

«Грани.ру», «Каспаров.ру», «EJ. ru» и ЖЖ Навального

13 марта Роскомнадзор заблокировал доступ к этим ресурсам. На суде (по EJ.ru) прокурор признал, что эта мера была принята из-за материалов по «Болотному делу», в которых «тенденциозно освещаются» акции солидарности с узниками 6 мая. Суд принял сторону прокуратуры. Блог Алексея Навального заблокирован под тем предлогом, что оппозиционер нарушает условия домашнего ареста.

Музей кино

27 октября Музей кино фактически прекратил свое существование. Из-за конфликта с новым директором уволились один из основателей и бессменный директор музея (с 1992 по 2014 годы) Наум Клейман и весь коллектив научных сотрудников музея. Новый директор, Лариса Солоницына, была назначена на пост директора Музея кино 1 июля этого года по решению министра культуры Владимира Мединского.

Русская планета

2 декабря без объяснения причин был уволен главный редактор интернет-издания «Русская планета» Павел Пряников. Его место занял директор «Русской планеты» Александр Исаев (инвестор проекта — строительная компания «Мортон», принадлежащая Александру Ручьеву). 2 декабря журналистам был представлен шеф-редактор издания Эдуард Эйдин, который объяснил увольнение Пряникова разными взглядами на русский космизм и будущее страны: «Космисты вы, ребята, слабые». Вслед за Пряниковым уволилась почти половина редакции. О дальнейших планах инвестора «Русской планеты» пока ничего неизвестно.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.