Не идеей единой
Газеты сразу заговорили о длинной руке Кремля, укрепляющего влияние в Европе: ведь у НФ уже не только два места во французском парламенте, но и четыре в европейском. Марин Ле Пен, впрочем, заявила, что не видит в этой истории ничего плохого: во Франции НФ все отказали, а на носу муниципальные выборы 2015-го и президентские 2017 года. «Глупо считать, что этот кредит как-то изменит наше отношение к вопросам внешней политики», — разъяснила журналистам Марин Ле Пен. И добавила, что партия давно придерживалась пророссийского курса.
Отчасти это правда: Марин Ле Пен в качестве лидера НФ впервые посетила Москву в июне 2013 года и встретилась тогда с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, руководителем Комитета ГД по международным делам Алексеем Пушковым и вице-премьером Дмитрием Рогозиным. В апреле 2014-го она снова приехала в Москву, на этот раз с частным визитом, и вновь встретилась с Нарышкиным. Дома, в Париже, по сведениям Mediapart, лидер НФ часто видится с послом России Александром Орловым, в Москве же интересы французских ультраправых представляет один из ближайших соратников Марин Эмерик Шопрад, серый кардинал НФ на протяжении четырех лет, который в 2013 году занял должность советника Ле Пен по международным вопросам. Шопрад, как и Марин Ле Пен, — депутат Европарламента, а еще и… приятель олигарха Константина Малофеева, главы инвестфонда «Маршал Капитал». Именно Малофеева называют основным спонсором сепаратистских движений в Донбассе. 31 мая в Вене принадлежащий Малофееву фонд «Святителя Василия Великого» провел «консультации за закрытыми дверями», в ходе которых, как написали позже австрийские газеты, была обсуждена программа спасения Западной Европы от «либерализма и гей-лобби». С российской стороны гвоздем программы стал Александр Дугин, идеолог евразийского движения. Из Франции приехали Эмерик Шопрад и Марион Марешаль Ле Пен, внучка Жана-Мари Ле Пена, отца Марин и основателя НФ.
Шопрад, как и Марин Ле Пен, — депутат Европарламента, а еще и… приятель олигарха Константина Малофеева
Имя Эмерика Шопрада фигурирует и в другом расследовании Mediapart. Как утверждает этот ресурс, деньги от России получил и сам Жан-Мари, политик, то и дело позволяющий себе антисемитские и расистские высказывания (чего только стоят его слова о том, что газовые камеры были лишь незначительным эпизодом в европейской истории). В 2011 году он отошел от руководства НФ, передав бразды правления своей более умеренной дочери, которая провела кампанию по «дедьяволизации» партии. Впрочем, НФ по-прежнему выступает против ЕС, массовой миграции, «исламизации» общества, гей-браков, активно поддерживает международную политику Владимира Путина и считает США и Европу главными виновниками украинского кризиса.
Жану-Мари Ле Пену принадлежит компания Cotelec, созданная в 1988 году специально для финансирования НФ, а в 2011-м на пару с другой финансовой структурой, Jeanne, спасшая ультраправых от банкротства — за счет срочно полученных кредитов. В апреле 2014 года Cotelec через швейцарский банк Julius Baer получила €2 млн от кипрского холдинга Vernonsia Holdings Ltd. Как утверждает Mediapart, конечным бенефициаром холдинга является бывший офицер КГБ Юрий Кудимов, до недавнего времени возглавлявший инвестиционную дочку Внешэкономбанка «ВЭБ Капитал». Папаша Ле Пен поспешил объяснить журналистам, что ничего противозаконного в этой сделке нет (чистая правда) и что речь шла именно о кредите. Правда, процентную ставку он назвать отказался. «Мне известно только, что речь шла о кипрской компании, — заявил политик. — Возможно, конечно, что на Кипре работают русские. Что в этом странного?» Впрочем, выяснилось, что и эта сделка состоялась не без помощи посредника, имени которого Ле Пен называть не стал. Но и не отверг при этом возможности того, что им мог быть все тот же Шопрад.
Осенью 2014-го гимн дружбе НФ-РФ прозвучал уже в полную силу: в конце ноября на круглом столе в Госдуме «от имени мадам Ле Пен» выступил Эмерик Шопрад, а чуть ранее, в октябре, в Москве побывал Жан-Мари Ле Пен — он поздравил Россию с присоединением Крыма и заявил, что полуостров «всегда был русским регионом».
Итальянские друзья
Поддерживает присоединение Крыма и Маттео Сальвини, лидер итальянской правой партии «Лига Севера», которая в 90-х ратовала за независимость Северной Италии (Ломбардии и Пьемонта), а в последнее время все чаще и во все больших объемах берет на вооружение ультраправую риторику, выступая против миграции. Маттео Сальвини лично встречался с Владимиром Путиным во время визита последнего в Милан 17 октября, а впоследствии заявил, что хотел бы видеть Путина премьер-министром Италии. Сведений о каких-либо финансовых взаимоотношениях между «Лигой Севера» и Москвой нет, но вот в 2013 году в Милане вдруг появилась «Ассоциация Ломбардия-Россия», почетным президентом которой стал защитник «традиционных ценностей», представитель Всемирного конгресса семей в России и СНГ Алексей Комов. Еще пара любопытных фактов: менеджер по развитию проектов Ассоциации Клаудио д'Амико присутствовал в Крыму во время референдума 16 марта; на конференциях, проводимых Ассоциацией, защищается официально-кремлевская точка зрения на украинские события, а один из частых гостей проводимых под ее эгидой мероприятий и, как говорят, один из главных ее идеологов — все тот же Александр Дугин.
Другой идеолог и основатель «Ассоциации Ломбардия-Россия» — журналист Макс Феррари, покинувший «Лигу Севера» в 2006 году. В настоящее время Феррари сотрудничает с итальянской редакцией «Голоса России», ведет блог на русском языке, защищая евразийские идеи Александра Дугина и… Жана Тириара, бельгийского политика-националиста, во время Второй мировой войны бывшего членом группы «Друзья Великогерманского рейха».
Феррари принимал непосредственное участие в создании программного документа партии, представленного на ее съезде в декабре 2013 года. Именно на том съезде «Лига», приняв на вооружение известный тезис Владимира Путина о создании единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока», впервые озвученного им в интервью немецкой газете «Зюддойче Цайтунг» в 2010 году, расширила его, доведя до «единого государства». Как отмечают итальянские СМИ, в создании программы «Лиги» принимали участие и представители неофашистских миланских группировок. В программе — все те же традиционные ценности, неприятие гей-браков и мигрантов, прямые сравнения с французским «Национальным фронтом», которому, мол, должна подражать партия. Занятно, что выступая за единое панъевропейское пространство, Феррари не приветствует сближение Украины и ЕС, поскольку-де Европе такая дружба обошлась бы слишком дорого. Не видит Феррари места в своем государстве будущего и для европейских мусульман: «Бельгистан. Халифат в центре Европы?» — так называется одна из его статей.
Между тем лоббистская работа проходит не только на сторонних площадках. Один из членов руководства «Лиги Севера», депутат итальянского парламента Паоло Гримольди объявил 17 октября, в день визита российского президента в Милан, о сборе подписей за создание межпарламентской группы «Друзья Путина». Задача группы: борьба с антироссийскими санкциями как в Италии, так и в Европарламенте. Гримольди, как и Маттео Сальвини, — частый гость в Москве.
Из маоистов в путинисты
Еще один друг России вообще и Александра Дугина, в частности, проживает в Берлине, и зовут его Юрген Эльзессер. Он тоже ультраправый журналист, выступающий против мигрантов, гей-браков и полового воспитания в школах, но — за Владимира Путина, Уго Чавеса и Махмуда Ахмадинежада. Эльзессер (в прошлом, кстати, член маоистской партии Kommunistischer Bund) — издатель и главный редактор журнала Compact, на страницах и даже на обложке которого Владимиру Путину уделяется особое место. На какие деньги существует журнал, не совсем понятно, рекламы там почти нет, в рознице он стоит €4.80, тираж его — около 16 тыс. экземпляров, что для Германии совсем немного — к примеру, Der Spiegel распространяется 400-тысячным тиражом.
Идеология издания — все тот же евразийский лозунг «от Лиссабона до Владивостока», борьба с империалистической Америкой и мировым капиталом. Александр Дугин здесь — один из частых ньюсмейкеров. Когда в 2013 году в Германии появилась партия евроскептиков «Альтернатива для Германии» (AfD), выступающая против евро как единой валюты, но не против Евросоюза, Compact тут же опубликовал интервью с одним из ее основателей — журналистом Конрадом Адамом. В дальнейшем Эльзессер поддерживал идеи AfD на страницах журнала, а в этом году был приглашен на съезд партии в качестве докладчика. Впрочем, пока AfD не смогла убедить немцев в своей способности стать для них реальной альтернативой: на выборах в Бундестаг в сентябре 2013 года партия не преодолела 5 % барьер.
«В Москве думают, что наши ценности — свобода слова, демократия — это все надуманное, ненастоящее»
В соседней Австрии российские позиции защищает ультраправая Австрийская партия свободы (FPÖ), бывший лидер которой националист Йорг Хайдер в 2000 году спровоцировал чуть ли не международную изоляцию Австрии после того, как заключил коалиционный союз с тогдашним канцлером Вольфгангом Шюсселем (2000—2007 годы). Тогда 14 стран ЕС резко свернули объемы сотрудничества с Веной, осудив нарушение негласного правила, по которому радикалы не должны допускаться в большую политику. Бойкот, впрочем, был снят в том же году, но и Хайдеру пришлось уйти с поста лидера партии. В наши дни австрийские радикалы, похоже, нашли себе новых покровителей. Заместитель сегодняшнего лидера FPÖ Йоханн Гуденус приезжал в Москву в июне 2014 года, также по приглашению Сергея Нарышкина. Тогда он выступил на Международном парламентском форуме, возложив вину за украинский кризис на Евросоюз, который, по его мнению, «проводит русофобскую политику». А проводит ее Брюссель потому, что «стал заложником НАТО». Наблюдатели от FPÖ присутствовали и на референдуме в Крыму, и на выборах в Донбассе — разумеется, оба голосования они признали легитимными.
Как известно, СССР спонсировал коммунистические партии, левые СМИ, а также террористические организации по всему миру (см. иллюстрацию). «Путинская администрация делает то же самое, только лишь с уклоном вправо, — пояснил NT голландский журналист, эксперт по России Ханс Лоос. — За этим стоит забота о своих экономических и политических интересах, но Россия экспортирует в Европу и некоторый политический цинизм. В Москве думают, что наши ценности — свобода слова, демократия — это все надуманное, ненастоящее. И, поддерживая ультраправые движения на Западе, Кремль тем самым эти ценности размывает. Последствия и для России, и для Европы могут быть губительными».