Основной лозунг будет звучать так: «Русские имеют право!», это программное заявление из нашего манифеста, — рассказал The New Times член национального совета ДПНИ Владимир Тор. — Другие лозунги: «Москва — русский город!», «Черкизон должен быть разрушен!» и «Мы освободим Россию».
Марш на Кремль?
Националисты в этом году собираются пройти по району Люблино: на местный рынок «Садовод» перебрались многие торговцы уничтоженного Черкизовского рынка, и это вызвало недовольство местных жителей. «Это будет попытка провести «Русский марш» нового типа. Скинхеды, футбольные фанаты — они и так придут. Эти привыкли драться с ОМОНом и давно не боятся, когда менты их грузят в автобусы. Однако мы хотим, чтобы к нам присоединились обычные граждане — пусть ОМОН попробует погрузить в автозак 50-летнюю тетушку», — делится стратегией проведения акции лидер «Славянского союза» Дмитрий Демушкин.
Впрочем, драться с милицией националистам едва ли придется. Марш, в котором должны принять участие до 2 тыс. человек, от станции метро «Люблино» по улице Перерва до перекрестка, где установлен памятник Солдату Отечества, согласован с властями. Организаторы, представители ГУВД Москвы и префектуры уже прошли этим маршрутом, прикинули, сколько личного состава милиции будет задействовано и даже сколько понадобится металлоискателей у входа на площадь, чтобы избежать давки. Привыкшие не доверять властям устроители марша заявляют при этом, что в случае неожиданного запрета акции, у них есть «план Б»: собраться на станции метро «Новокузнецкая», а оттуда пойти на Кремль.
Возвращение в 2005-й
Националистам не всегда везло на такое обходительное отношение властей. До сих пор шествие им разрешали однажды, в 2005 году, когда «Единая Россия» лишила праздника 7 ноября коммунистов и проголосовала за то, чтобы государственным праздником стал день победы ополченцев гражданина Минина и князя Пожарского над польскими интервентами. Националисты сориентировались быстрее других. Тогда Москва была шокирована толпами бритоголовых молодых людей в черных куртках, кричащих «Слава России!» и выбрасывающих руки в фашистском приветствии. В 2006 и 2008 годах мэрия запрещала «Русский марш». Однако оба раза организаторы проявляли себя грамотными стратегами и переигрывали милицию. В 2006 году собрались на одной из самых оживленных станций метро, а потом прошли по городу разрозненными группами. В 2008 году колонна националистов неожиданно для милиции объявилась на Старом Арбате, не встретив никакого сопротивления. Милицейские сводки о числе задержанных только прибавляли акциям героической ауры.
Попытка перейти в новый формат — марш в форме митинга, опробованный в 2007 году, — националистами была признана неудачной. У митинга свои минусы: речи там произносились такие, что экс-лидер ДПНИ Александр Белов получил условный срок по статье «Разжигание межнациональной розни». Митинг 2007 года, прошедший на площади Тараса Шевченко, они считают самой неудачной своей акцией. Набережная Шевченко географически и инфраструктурно устроена так, что посторонний человек может попасть туда только случайно. И вот сейчас все возвращается к ситуации 2005 года.
Подтянулись комиссары
Оттянуть внимание от «Русского марша» в этом году отрядили прокремлевскую молодежь из движения «Наши». Его лидеры планировали собрать 20 тыс. человек на Болотной площади и пройти оттуда на Васильевский спуск, пропагандируя по дороге идею, что русский человек — это всякий, у кого есть паспорт РФ. В финале — праздничный концерт с участием тех звезд экрана и эстрады, кто подтверждает тезис «Наших» своими фамилиями: Тина Канделаки, Михаил Галустян, Анатолий Вассерман. Организаторы акции вполне серьезно говорили, что хотят перехватить бренд «Русский марш» у националистов. В ДПНИ над этой идеей посмеялись, но на всякий случай предупредили, что, если их «Русский марш» запретят, бритоголовые пойдут в гости на акцию к «Нашим». «Поговорить бы с ними о природе русского национализма», — мечтал Дмитрий Демушкин. Угроза выглядела реальной: массовые акции «Наших» — идеальное место для провокаций. Покричать: «Россия для русских»? Почему бы и нет.
«Наших» подвинули
Скандала, кажется, удалось избежать. Шествие под названием «Наш русский марш» все еще в программе госпраздника, но концерт получил другое и вполне безличное название «Все свои». А мероприятие от стен Кремля подвинули на ту самую набережную Шевченко, куда случайные прохожие не попадают. «Мы просто посовещались и решили, что так будет лучше», — сказала The New Times комиссар «Наших» Мария Кислицына, курирующая программы по толерантности. В ДПНИ предлагают другую версию: «Руководство «Наших» вызвали в администрацию президента, где запретили использовать словосочетание «Русский марш», а заодно и убрали акцию подальше от Кремля», — утверждает Владимир Тор.
Бороться с националистами в публичном поле прокремлевская молодежь уже пыталась в 2007–2008 годах, но получалось это не слишком убедительно. Тогда «Наши» растягивали многометровое «одеяло мира», «Местные» водили хороводы по перекрытому для автомобилистов проспекту Сахарова. «Молодая гвардия Единой России» в 2007 году просто ограничилась лозунгом «Я — за» и портретами Владимира Путина. А «Слава России!» кричали тогда что Александр Белов, что экс-лидер «Молодой Гвардии» Иван Демидов.
«У нас свобода собраний одна на всех, и если в уведомлении нет ничего противозаконного, акция должна быть разрешена, — напоминает Галина Кожевникова из правозащитного центра СОВА. — Только вот тот, кто сделал День народного единства государственным праздником, совершил страшную глупость. Обществу дали мощный ксенофобский посыл, востребованными оказались самые радикальные лозунги».