Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Мнение

#Только на сайте

«Нет, спасибо» по-китайски

18.11.2014 | Михаил Крутихин, партнер компании RusEnegry | №38 от 24.11.14


9 ноября, накануне встречи лидеров АТЭС в Пекине, российская делегация подписала ряд «меморандумов» по энергетическому сотрудничеству, в том числе о поставках российского газа из западно-сибирских месторождений через Алтай по так называемому «западному маршруту»

Меморандумы, подписанные в Китае, — по сути всего лишь вежливая форма отказа. Они ничего не значат, кроме того, что китайцы согласны «поговорить» о наших проектах. По факту же, речь должна идти о полном провале российской делегации, хотя люди серьезные ничего и не ждали от состоявшихся переговоров: мы уже лет десять подряд бегаем за Китаем и уговариваем его купить наш газ, а китайцы отказывают нам, но в очень вежливой форме.

Так называемый «западный маршрут», о котором теперь идет речь, приходит в те районы Китая, где расположена пустыня Гоби, там нет ничего: ни промышленности, ни потребителей. Для того, чтобы российский газ попал на восток, где находится вся китайская промышленность, необходимо прокладывать трубы. Протяженность маршрута составит около восьми тысяч километров, что автоматически сделает этот газ коммерчески нерентабельным.

Несмотря на то, что на российской территории уже есть газовый коридор — трубы проложены до самого Горно-Алтайска, — со стороны Китая никаких труб нет. Вести трубу из России по своей территории за свои деньги китайцы не будут, о чем во время визита премьера Ли Кэцяна в Москву было объявлено прямо. Китайцы не желают нести инфраструктурные издержки: «Уж лучше вы к нам!»

Кроме того, если эту гигантскую инфраструктуру с единственным покупателем на том конце мы построим сами, китайцы смогут диктовать свои условия и цены, то есть по этому маршруту мы будем поставлять газ ниже себестоимости, а значит, субсидировать китайских потребителей. «Восточный маршрут», о котором говорили прежде, тоже нерентабелен. По чистому дисконтированному доходу, если суммировать все капитальные и операционные издержки, он не окупается никогда. Это не коммерческий проект. Просто нашему руководству очень хочется иметь альтернативные маршруты транспортировки российского газа, невзирая на неоправданные колоссальные издержки.

Что же касается меморандума по нефти, который был подписан вместе с газовым, — он также не имеет большого значения. В отличие от газа наша нефть китайцам действительно нужна, но «Роснефть» и так продала им на многие годы вперед все, что у нее было, включая еще не разведанные месторождения. Точно можно сказать, что эти соглашения никак не повлияют на цену нефти, которая продолжит падать. Если, конечно, никто не примет меры по искусственной остановке ее падения, вроде значительного сокращения добычи. Еще недавно мне казалось, что «дно» находится на уровне $85 за баррель, поскольку этот уровень был минимальным, который готовы были выдержать бюджеты основных стран-производителей. Но вот нефть опустилась ниже, что значит, что у этих стран есть достаточно ресурсов, чтобы просуществовать какое-то время при низкой цене, и они выбрали другой путь: не сокращать добычу, чтобы сохранить свои рыночные ниши.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.