#Картина мира

#Суд и тюрьма

Канал к власти

02.11.2009 | Аймурзаев Сакен | №39 от 0 02.11.09

Какие СМИ стоят за кандидатами в президенты Украины

134-41-01.jpg

Украина: битва за голоса.
Лидером предвыборной кампании на Украине остается Виктор Янукович, который опережает своего основного конкурента Юлию Тимошенко и в первом, и гипотетически во втором турах. Однако то, что именно он возьмет главный приз на выборах в январе, отнюдь не факт. Накал борьбы растет с каждым днем. И это особенно заметно по телевизионным программам. Кого поддерживает украинский «голубой экран» — разбирался The New Times


На Украине 14 общенациональных каналов (с кабельными — больше 60), из которых только один — Первый национальный — принадлежит государству. У каждого телеканала — своя история лояльности или оппонирования той или иной партии или ее лидеру. Каждый из них принадлежит тому или иному влиятельному бизнесмену, связанному различными обязательствами с политиками, в том числе и с кандидатами в президенты. Тем не менее в нынешней президентской кампании есть одно принципиальное отличие от всех предыдущих: никто из владельцев телеканалов не идет на открытую поддержку одного кандидата. Выражается это не в том, что хвалят всех, а скорее в том, что стараются сильно никого не ругать. Информационная доминанта сохраняется: о ком-то рассказывают больше и обстоятельнее, о ком-то упоминают вскользь и без подробностей, одних приглашают на политические ток-шоу в качестве хедлайнеров, других — экспертами на откидных стульях. Различная степень поддержки политиков телеканалами очевидна не только для осведомленных экспертов, но и для рядовых граждан (см. таблицу на стр. 43). В то же время присутствие в эфире представителей всех трех ведущих политиков, претендующих на президентское кресло, — закон.

Виктор Янукович

Лидер «Партии регионов», негласный предводитель промышленного Востока и пророссийской части Украины, находится в самых благоприятных медийных условиях. Очевидно «за» Януковича выступают два влиятельных канала: «Интер» и «ТРК Украина». Канал «Интер» — крупнейший в стране, его смотрят во всех городах и деревнях. В последние годы за «Интером» традиционно видели фигуру небезызвестного в России бизнесмена Дмит­рия Фирташа (совладелец «РосУкрЭнерго»). Не так давно влияние Фирташа на канал заметно уменьшилось, «Интером» стал управлять его основной владелец Валерий Хорошковский, по совместительству занимающий пост замглавы Службы безопасности Украины. Канал сменил редакционную политику и пригласил Евгения Киселева вести главное ток-шоу — «Большая политика». «Интер» перестал быть откровенным каналом «за Януковича». В новостях теперь есть сюжеты о премьер-министре, а сама Тимошенко появилась в программе Киселева 23 октября и два часа отвечала на вопросы журналистов. Одним словом, запрет на главную даму украинской политики на «Интере», судя по всему, снят. Но отсутствие запрета вовсе не означает симпатий. К премьеру канал по-прежнему относится прохладно.

134-42-01.jpg

Второй серьезный медиаактив, к услугам которого прибегает штаб Януковича, — канал «Украина», принадлежащий главному спонсору «Партии регионов» миллиардеру Ринату Ахметову. На этом канале Янукович присутствует во всех ипостасях: кандидата, лидера, будущего президента и спасителя, мужа и отца. Тут выходит второе по рейтингу и значимости ток-шоу в стране — «ШустерLIVE» с Савиком Шустером, который когда-то вел в России программу «Свобода слова». Шустер остался верен себе: в его программе представлен весь спектр украинских политиков, и идет она порой по нескольку часов.

Юлия Тимошенко

Обойти телевизионным вниманием пре­мьер-министра — политика невероятно активного, бесконечно появляющегося то в одном, то в другом регионе страны, не может себе позволить ни один телеканал. Однако в свой актив Тимошенко может записать всего два канала. Это «1+1», принадлежащий бизнесмену Игорю Коломойскому, и «5 канал» Петра Порошенко. При этом с обоими у Тимошенко очень непростые взаимоотношения. Земляк Тимошенко — выходец из Днепропетровска Игорь Коломойский не раз становился объектом премьерского гнева. Последний конфликт между ними произошел в сентябре. Причиной стала скандальная сделка по продаже Одесского припортового завода (ОПЗ), в ходе которой премьер, как могла, мешала бизнесмену приобрести доходный актив. Конфликт еще не исчерпан, однако «1+1» своего позитивного отношения к премьеру не изменил. О причинах можно только догадываться. С нынешним министром иностранных дел Украины Петром Порошенко у Юлии Тимошенко все на много сложнее. В свое время она обвиняла его в коррупции, добивалась ухода Порошенко из публичной политики. Времена изменились. Две недели назад фракция БЮТ (Блок Юлии Тимошенко) поддержала кандидатуру Петра Порошенко на пост главы МИД. «5 канал» транслировал в прямом эфире съезд партии «Батькiвщина», на котором Тимошенко выдвинули в президенты. Съезд прошел на Майдане в формате эстрадного шоу на глазах у 200 тыс. зрителей, собравшихся на главной площади Украины.

134-43-01.jpg

Арсений Яценюк

35-летний бывший спикер Рады, а ныне просто ее депутат явно уступает лидерам гонки. Тем не менее фактор Яценюка на Украине приходится учитывать, в том числе и владельцам медиаактивов. Именно с Яценюком связывают недавние изменения в политике главного канала Украины — «Интера». Якобы Арсений Яценюк, пользовавшийся поддержкой влиятельных менеджеров «Интера», пытался склонить редакционную политику в свою пользу. В итоге менеджеров уволили, а Яценюка на главной кнопке хоть и не забывают, но особо не жалуют. Как сетуют в окружении кандидата: «на Интере — игнор». При этом в штабе Яценюка признают, что позитивное освещение деятельности их лидера предоставляют каналы СТБ, «Новый» и ICTV — все три входят в медиаимперию одного из богатейших украинцев Виктора Пинчука, зятя бывшего президента страны Леонида Кучмы. Впрочем, каналы, принадлежащие Пинчуку, достаточно взвешенно относятся и к Януковичу, и к Тимошенко. Упрекнуть их в предвзятости по отношению к кому-либо нельзя.  

134-43-02.jpg

Осторожный баланс

И все же переоценивать значение «ящика» в украинской президентской гонке не стоит. Основные конкуренты определены — Юлия Тимошенко и Виктор Янукович, и оба вниманием СМИ не обижены. Сложившаяся на украинском телевидении ситуация напоминает избитое выражение «хранить яйца в разных корзинах» — так в интервью The New Times прокомментировала работу каналов в предвыборный период главный редактор сайта www.telekritika.ua Наталья Лигачева. По мнению Лигачевой, информационный баланс суть свидетельство осторожности украинских олигархов — владельцев каналов. Бизнесмены стараются не увлекаться поддержкой одного кандидата: а вдруг фортуна на финише от него отвернется? В результате выиграют кандидаты второго эшелона (их зарегистрировано уже 9): исполняя роль то кордебалета при главных героях, то «сюрпризов из табакерки», то неожиданных и не указанных в программке номеров, они тоже получили доступ на главные телевизионные площадки страны.

134-43-04.jpg


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.