Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Мир

#Только на сайте

Дипломатия ниже ватерлинии

26.10.2014 | Алексей Соломатин

ВМС Швеции провели крупнейшую за последние 20 лет операцию по поиску «иностранного подводного судна». Результатов нет
Была ли лодка, и в ней ли вообще дело — разбирался The New Times

карта.jpg

Такой демонстрации собственной военной силы нейтральное и внеблоковое северное королевство не видело уже давно: 17 октября 2014 года в акваторию Стокгольмского архипелага одновременно вошли 20 кораблей ВМС Швеции, включая новейшие корветы класса «Висбю». Они изготовлены по технологии «стелс» и оснащены различными сенсорами и сонарами специально для поиска подводных лодок. Кроме того, на их «вооружении» — подводный трал полуторакилометровой длины с микрофонами, расположенными через каждый метр. Задача была поставлена только одна — найти и обезвредить «иностранное подводное судно».

Сигналы с островов

Если верить пресс-службе королевских ВМС, поводом для операции стало сообщение некоего частного лица от 13 октября: мол, в средней части Стокгольмского архипелага была замечена подводная лодка. «Чтобы побудить начать такую операцию на основании всего лишь одного сообщения — это какой же должен быть надежный источник», — иронизировали по поводу сообщения пресс-службы шведские военные эксперты. Впрочем, к 17 октября количество сообщений увеличилось до трех, а одна из национальных газет — SvD (Svenska Dagbladet) — cо ссылкой на анонимный источник в Службе радиоэлектронной разведки опубликовала информацию о перехвате сообщений на русском языке на радиоканале SOS, причем сигналы шли из района Стокгольмского архипелага. Тут уже эксперты приутихли. Ведущие СМИ начали вести прямые трансляции с места поисков подлодки, в то время как количество косвенных доказательств продолжало увеличиваться. Самое убедительное из них на сегодняшний день — размытая фотография объекта, похожего на подводную лодку. Фото, сделанное с большого расстояния на мобильный телефон, шведские военные предъявили журналистам на пресс-конференции 19 октября и даже показали на карте примерное место дислокации объекта. Правда, спустя несколько дней телеканал SVT все это поставил под сомнение: мол, рельеф местности в точке, на которую указывают военные совершенно другой, стало быть, фото сделано вовсе не там. В результате, военные были вынуждены признать: да, мол, сообщили ложные координаты мест наблюдения лодки, но сделали это намеренно, чтобы ввести в заблуждение вероятного противника.

вставка.jpg

Корабли — «мамы»

Не меньший шум пресса подняла и по вопросу о том, к какому типу принадлежит разыскиваемая субмарина. Чаще других шведы упоминают находившиеся на вооружении советского ВМФ мини-подлодки типа «Тритон» (сняты с вооружения в 90-е годы. — The New Times), предназначенные для разведки и скрытной высадки групп спецназа или водолазов-разведчиков. Однако таким лодкам, имеющим ограниченный запас хода и автономности плавания, необходим материнский корабль. Но и тут шведы не растерялись: на роль «мамы» как нельзя лучше, по их мнению, подходил танкер «Конкорд», аж с 5 октября странным образом дрейфовавший в Балтийском море, рядом с границей территориальных вод Швеции. Танкер принадлежит компании «Novoship», а та, в свою очередь, входит в концерн «Совкомфлот», глава которого, Сергей Франк, как уверяют шведские газеты, входит в ближний круг Путина. Согласно неподтвержденным сообщениям из военных источников, шведы даже поставили на дежурство на небольшом удалении от танкера свою субмарину — чтобы не пропустить момент, когда «Конкорд» поднимет шпионскую мини-подлодку на борт.

Впрочем, одновременно с «Конкордом» под подозрение попало и вышедшее из Петербурга в направлении шведских берегов научно-исследовательское судно «Профессор Логачев», якобы имеющее оборудование для работы на больших глубинах и возможность забрать мини-подлодку к себе на борт. Получив сигнал от шведов, из Таллина для сопровождения «Профессора Логачева» вышли 3 корабля нидерландских ВМС, участвовавшие в недавних учениях НАТО на Балтике. Интриги добавляло и постоянное пропадание корабля из зоны контроля навигационных систем, что могло означать: команда корабля сознательно отключала навигационный сигнал. Впрочем, ряд экспертов тут же поставил под сомнение доводы военных: судно с водоизмещением 5 тыс. тонн, как у «Профессора Логачева», не может взять на буксир ни тем более забрать на борт подводную лодку*.

*Директор ФГУНПП «Полярная морская геологоразведочная экспедиция» Владимир Крюков дал свои пояснения ряду СМИ. По его словам, «Профессор Логачев» вышел в плавание по маршруту «Балтийское море — Северное море, Ла-Манш — Атлантический океан» в рамках экспедиции по поиску сульфидных руд (госконтракт с «Роснедра»).

«Приказ: взять его!»

В момент максимального накала страстей ряд газет опубликовал размытую фотографию человека в черной одежде с рюкзаком, который то ли вылезает из воды, то ли, наоборот, лезет в нее где-то на архипелаге. Военные эксперты принялись разъяснять — да, дескать, возможна такая ситуация: команда потерпевшей катастрофу подлодки высадилась на одном из островов, и теперь глубоко законспирированные агенты российских спецслужб в Швеции пытаются вызволить ее оттуда. После чего полиция, армия и военная контрразведка начали прочесывать ближайшие к Стокгольму острова в поисках российских подводников. Но вскоре выяснилось: загадочный человек на фото — местный пенсионер, ловивший рыбу. В интервью ТВ он рассказал, что пережил шок, когда увидел свое фото в газете Ekspressen с заголовком «Приказ: взять его!»

17 октября Швеция почувствовала: цель близка! Один из заливов Стокгольмского архипелага блокировали кораблями ВМС Швеции, зеваки вместе с журналистами на катерах и вертолетах получили строгое предписание: отойти от блокированного района на «безопасное расстояние в 10 км» — на случай, если придется применять глубинные бомбы. Но и тут, вопреки ожиданиям, ничего не произошло — вскоре блокада была снята, часть кораблей вернулась на базы. Тем временем, танкер «Конкорд» прекратил дрейф и стал удаляться от шведской морской границы, а «Профессор Логачев», по сообщению его владельца, из-за небольшой поломки отправился на ремонт в Калининград.

Наконец, 19 октября газета Ekspressen cо ссылкой на свои источники в Службе радиоэлектронной разведки опровергла данные коллег из SvD о радиоперехвате сигнала SOS: «Никаких перехватов вообще не было, сотрудники Службы всю неделю работали в обычном режиме, уходя домой в 5 вечера».

И тогда военные эксперты выдвинули новую версию — подлодке дали уйти, чтобы не провоцировать новый дипломатический кризис с Россией.

Троллинг с воздуха

Пока пресса нагнетала скандал вокруг субмарины, военные и правительственные источники избегали выдвигать версии о ее принадлежности. «Иностранное подводное судно» — и все. Но несмотря на политкорректность, было очевидно: под «другой страной» подразумевается именно Россия. Ведь охлаждение в отношениях между Россией и Швецией, начавшееся еще в середине нулевых годов на фоне урезания демократических свобод в России, резко усилилось после аннексии Крыма, побудившей не на шутку обеспокоенный Стокгольм просить НАТО о более тесном сотрудничестве**. Политический разлад, как это случалось и раньше, быстро перешел на военный уровень — российские военные самолеты все чаще и демонстративней нарушают воздушное пространство королевства, имитируя атакующие действия. Последний такой инцидент случился 17 сентября, когда 2 бомбардировщика СУ-24 ВВС России на 2 км углубились в шведское воздушное пространство — это произошло в тот самый момент, когда тогдашний министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт проводил совместное с парламентским комитетом по обороне совещание по вопросу о военной эскалации в Балтийском регионе. То, что могло показаться в кремлевских кабинетах удачным политическим троллингом, в Швеции было воспринято весьма болезненно, а шведскими военными – с плохо скрываемым удовлетворением.Для армии одной из самых пацифистких стран Европы, год за годом последовательно сокращавшей военный бюджет и переориентировавшей вооруженные силы для выполнения гуманитарных миссий в конфликтных зонах внешняя политика Кремля стала настоящим подарком. Уже ни одна из политических партий не ведет речь о сокращении оборонного бюджета – наоборот, бюджет растет. Уже идут и разговоры о возвращении всеобщей воинской повинности, отмененной несколько лет назад в пользу профессиональной армии. Проведенный в сентябре социологический опрос показал: 61 % населения выступает за увеличение расходов на оборону. О том же по сути заявил на днях и новый шведский премьер, социал-демократ Стефан Левен, партия которого традиционно занимала умеренную позицию в отношении России.

**На саммите Альянса в Уэльсе 4-5 сентября 2014 года Швеция и НАТО подписали договор о военной поддержке.

AP716306091341.jpg

24 октября ВМС Швеции прекратили поиски подводной лодки в районе Стокгольмского архипелага. На снимке: корвет класса «Висбю»

История о холодной сосиске

Кстати, то, что систематические нарушения воздушного пространства королевства — далеко не случайность, а системный элемент силовой внешней политики Кремля, по-своему иллюстрирует и фигура нового посла РФ в Швеции — Виктора Татаринцева. В 1999 году именно Татаринцев, будучи тогда первым секретарем посольства РФ в Стокгольме, устроил, как считает полиция Швеции, пожар в заповеднике Тюресё, в результате которого в заповеднике выгорело 40 квадратных километров леса, а тушили его 60 пожарных и 2 вертолета. В период сильной засухи, когда было запрещено разведение огня, он, прихватив с собой гриль, отправился в заповедник с женой пожарить сосисок. Камера полицейского вертолета зафиксировала, как после начала распространения огня чета дипломатов бежит с места происшествия, прыгает в лодку и пытается покинуть заповедник. На другой стороне озера их встретила полиция, которой первый секретарь рассказал, что он-то собственно намеревался «есть сосиски холодными». Тогда Татаринцев избежал ареста, воспользовавшись дипломатическим иммунитетом. Татаринцева во избежание скандала отозвали в Москву, а потом отправили на работу в Исландию. Однако, в мае 2014-го он с триумфом вернулся в Стокгольм — уже в качестве главы дипмиссии. За неполные 5 месяцев пребывания в Швеции свежеиспеченный посол уже успел попасть в новый скандал: въехав в столб уличного освещения в пригороде Сульсидан на машине с дипномерами, он отказался от освидетельствования на алкоголь, использовав опять-таки свой дипломатический иммунитет.

На фоне всего этого шведскому обществу совсем несложно поверить в то, что времена 30-летней давности вернулись, и российские подлодки действительно ведут разведывательную деятельность под Стокгольмом.

История охоты на советские и — позднее — российские подводные лодки в шведских территориальных водах насчитывает не один десяток лет. Причем недавно открытые архивы британских спецслужб свидетельствуют: как минимум часть лодок, заплывавших в гости к шведам, на самом деле принадлежала Великобритании и другим странам НАТО. Такого рода спецоперации проводились для того, чтобы создать напряженность между СССР и дрейфовавшим в его сторону социал-демократическим правительством Улофа Пальме. Впрочем, такие методы стали излишни после того, как 28 октября 1981 года у шведских берегов и впрямь была обнаружена советская подводная лодка С-363 — она села на мель в секретном фарватере, рядом с базой шведских ВМС в Карлскруне. На следующий день, 29 октября, значительная часть советского Балтийского флота стояла на границе территориальных вод Швеции, а МИД СССР потребовал пропустить советские буксиры для снятия лодки. Швеция ответила на это призывом резервистов и выдвижением встречных требований к СССР: принести ей официальные извинения, разрешить допрос капитана шведскими спецспужбами и отбуксировку подводной лодки шведскими ВМС до границы территориальных вод. Тогда советская группировка послала быстроходный буксир для снятия подлодки, однако попытка ее освобождения была пресечена, а шведская подводная лодка «Нептун» прошла с включенным прожектором среди стоящих на якоре кораблей Балтийского флота, чтобы продемонстрировать их уязвимость. В конце концов СССР принял все условия шведов, попросив, однако, изменить формулировку «допрос капитана» на «опрос». Отношения между двумя странами были, тем не менее, безнадежно испорчены.

фото: AP



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.