#Политика

#Только на сайте

Сезонное обострение

06.10.2014 | Кирилл Михайлов | №32 от 0 05.10.14

Осенняя пора обозначилась очередной россыпью резонансных законопроектов и инициатив. The New Times следит за креативом политиков

Судя по началу осенней сессии Госдумы, депутаты намерены держать планку: запретительно-ограничительная активность пока не уступает высоким показателям минувшей весны (The New Times подробно писал об этом в материале «Законы — пачками» в №16 от 19 мая 2014 года). Нюанс лишь в том, что некоторые идеи, как, например, запрет на звонки со Skype, остаются на уровне слухов, которые ответственные лица начинают увлеченно опровергать. Зато другие, как, например, «Закон Ротенберга», с удивительной скоростью обретают статус федерального документа.

000_DV1694678.jpg

«О запрете журналистам писать на «лишние» темы»

Суть: 1 октября первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин в одном из интервью рассказал о готовящемся пакете поправок в «Закон о СМИ»: медиа обяжут указывать профиль своей деятельности (общественно-политическое СМИ, развлекательное СМИ, и т.д.) и публиковать только те материалы, которые соответствуют этому профилю. По действующему закону понятие профиля СМИ зафиксировано только в лицензии. Теперь же депутат предлагает внести это понятие и в сам закон.

Зачем придумано: «Наверное, есть глобальная задача — создать рычаги влияния на СМИ, — замечает, в свою очередь, главный редактор журнала Esquire Игорь Садреев. — Я не понимаю, что такое профильное СМИ — это настолько размытые формулировки. Как доказывать, что материал не является развлекательным, а является общественно-политическим, и наоборот? Поэтому я и не представляю себе адекватной правоприменительной практики у этого закона».

Статус: законодательная инициатива депутата Деньгина получит статус законопроекта и может быть рассмотрена уже до нового года.

«О запрете на иностранное участие в СМИ»*

Суть: закон ограничивает 20-процентную долю иностранного капитала в российских СМИ. Эта норма не будет распространяться на медиаструктуры, созданные на основе международных договоров.

*Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Зачем принимали: «Здесь, судя по всему, удачно совпало желание некоторых депутатов заработать политические дивиденды в глазах Кремля с бизнес-интересами серьезных групп влияния, среди которых есть как игроки медиарынка, так и те, кто хочет войти на этот рынок, — рассказал The New Times медиаконсультант Игорь Ваган. — Закон приведет к тому, что владельцам некоторых успешных медиа придется продавать свои активы по заниженной цене. Прежде всего я говорю о независимых общественно-политических СМИ, имеющих зарубежных акционеров, таких как газета «Ведомости» и журнал Forbes. На мой взгляд, у издателей «Ведомостей» была четкая политика, чтобы возможные акционеры газеты никак не были аффилированы с ведущими политическими или финансово-экономическими группами страны. Я не представляю себе, как эти издания выйдут из сложившейся ситуации. В конечном итоге, будут обесценены инвестиции Sanoma Independent Media, Dow Jones & Co и Pearson plc. Возможно, такие же неприятные сюрпризы ждут и издателей других — неполитических — медиа, которые не смогут найти покупателя на свои активы».

Статус: одобрен Советом Федерации 1 октября 2014 года.

Модернизация имущественного налога**

Сутьсуществующий налог на имущество будет рассчитываться по кадастровой стоимости жилья — то есть практически по рыночной цене, — а не по оценке БТИ, как это было до сих пор.

**Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

Зачем принимали: «Регионам очень нужны деньги, поскольку у них серьезный дефицит, связанный с инаугурационными президентскими указами 2012 года, — полагает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. — Эти указы увеличили бремя местных бюджетов по социальным платежам, а денег на их исполнение не добавили. Доходы от измененного налога на недвижимость как раз и пойдут в местные бюджеты. Стоимость жилья по оценке БТИ сильно отличается от рыночной, особенно если речь идет о старых приватизированных квартирах. Серьезный рост налога заметят не все, скорее, произойдет перераспределение налоговой нагрузки — она повысится на дорогие квартиры. Допустим, старая квартира на Кутузовском проспекте по оценке БТИ стоит копейки, а рыночная цена у нее — как у нескольких квартир на окраине».

Статус: одобрен Советом Федерации 1 октября 2014 года.

«Закон Ротенберга»***

Сутьроссийские граждане и компании, чье имущество подверглось взысканиям иностранных судов или аресту, смогут потребовать компенсации в российских судах за счет государственного бюджета. А государство, в свою очередь, уже будет подавать регрессные иски в иностранные суды.

***Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Зачем принимали: «Цель законопроекта — защитить наших чиновников и бизнесменов, которые попадают под санкции, — поясняет депутат Госдумы Дмитрий Гудков. — Хотя они и говорят, что новая мера касается всех граждан, это совершенно не так. Потому что такой законопроект уже вносился год назад Старшиновым (Михаил Старшинов, член фракции «Единая Россия». — The New Times). Если сравнить тот законопроект с новым, то можно заметить, что они почти дословно повторяют друг друга. Да и на новый законопроект, внесенный в апреле депутатом Поневежским, сначала, в июне, был отрицательный отзыв правительства. Сейчас же комитет его одобрил, а значит, законопроект будет принят. Что произошло за эти два месяца? Санкции, дело Ротенберга. Меня, конечно, возмущает, что за наш счет, за счет граждан, за счет государственного бюджета будут решаться проблемы чиновников. Это нарушает международное право, это нарушает Конституцию. Непонятно, как и кто будет определять размер имущества, как будет осуществляться сама процедура».

Статус30 сентября законопроект рекомендован профильным комитетом Думы и одобрен правительством, первое чтение намечено на 7 октября.

Налог на продажи компьютерных программ и мобильных приложений

Суть: по предложению Минкомсвязи 10-процентный сбор с оборота российского и зарубежного софта пойдет на финансирование фонда для разработки отечественного программного обеспечения.

Зачем придумано: «Собранные деньги предполагается потратить на создание отечественного софта, но я не верю, что нам такой софт нужен, то есть что нам непременно нужна, например, отечественная операционная система. Деньги, в первую очередь, будут пилиться», — полагает IT-специалист Леонид Волков. Не верит он и в то, что отечественный софт может быть создан решениями сверху: «У нас довольно сильная IT-отрасль, которая умеет видеть реально существующие рыночные ниши и заполнять их. Сравните поисковик Яндекс и поисковик «Спутник». То есть можно сверху спустить деньги, но нельзя создать хороший софт. Введение этого налога приведет к автоматическому удорожанию софта и потере значительной части работы по борьбе с пиратством».

Статус: 24 сентября инициатива одобрена президентом Владимиром Путиным на встрече с главой Минкомсвязи Николаем Никифоровым и в ближайшее время обретет статус законопроекта.

Запрет финансирования партий через сервисы электронных платежей****

Суть: в случае принятия этого закона будет запрещено финансирование партий с помощью сервисов электронных платежей, таких как, например, Яндекс-кошелек.

****Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Зачем принимали: «Идея такого закона — реакция на кампанию Навального по выборам мэра Москвы, значительная часть которой была профинансирована через анонимные перечисления, — полагает политик Владимир Рыжков. — Речь идет о попытке пресечь финансирование со стороны граждан и о дополнительном способе контроля за источниками денег». По словам собеседника журнала, если закон будет принят, это «очень сильно ударит по оппозиции, у которой и так нет спонсоров, потому что все боятся»: «У нас пять партий получают бюджетные деньги (представленные в Думе «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко»), остальные финансируются бизнесом. Оппозиции теперь придется просить помощь у граждан, но уже, например, через Сбербанк, с квитанцией и какими-то дополнительными процедурами. То есть все это уже будет сложнее, так что многие люди просто плюнут и не пойдут перечислять деньги».

Статус: 16 сентября законопроект принят в первом чтении.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.