Алексей Волин,
замглавы Минкомсвязи, сотрудник АПН (а затем РИА «Новости») в 1986–1996 гг.:
АПН создавалось как структура, призванная пиарить государство в период подъема этого государства. Потому что АПН было создано в 1961 году. И это было достаточно новое на тот момент начинание. Для нормальной работы за рубежом АПН было решено создать как организацию не государственную, а формально общественную, имеющую среди учредителей профсоюзы, Союз журналистов, Союз советских обществ дружбы с народами зарубежных стран и еще хренову тучу всего. Поэтому формально АПН было общественной организацией, которая работала, понятное дело, под прямым управлением ЦК КПСС и решала целый набор задач.
Главным считалось наличие универсальных специалистов, прежде всего страноведов, которые отвечали целиком за весь комплекс информационно-пропагандистской работы, направленной на конкретную страну, конкретный регион.
Сотрудник территориальной редакции АПН должен был уметь подготовить материал, предназначенный для прессы той страны, в которой он работал. То есть если вы писали на Финляндию, вы должны были писать так, как пишет финская пресса. В Индонезии вы должны были писать так, как пишет индонезийская пресса. В соцстранах это было не так интересно, в капстранах было интереснее, потому что это была совершенно другая журналистика, где вы не могли и не должны были ссылаться на решения последнего пленума ЦК КПСС и цитировать генерального секретаря. Вы должны были работать так, как работает зарубежная пресса. Это, в общем, была первая школа правильного пиара. […]
Когда вы работали в бюро, ваша задача была — придумывать информационные поводы и уметь проводить пресс-брифинги и пресс-конференции, организовывать интервью, встречать делегации, переводить, ну и делать массу всего. А в последние (советские) годы, когда в Советском Союзе началась коммерциализация, посыпались задания — подготовить справки о разного рода рынках товаров и услуг. Самое мощное задание, которое я получил, было дать справку с образцами продукции нижнего женского белья в Индонезии. И с тех пор я очень хорошо знаю, что размеры женского белья — европейский, азиатский и арабский — совершенно разные. Потому что то, что «смолл» на Ближнем Востоке, для Юго-Восточной Азии может являться практически «экстраларджем». Про детали лифчиков и бюстгальтеров, которые бывают с пампушечками, на косточках, с пуш-апом и без оного, я уже умолчу. Но в проблематику я погрузился глубоко, как это требовалось. Это был 1991 год, когда в Советском Союзе ничего не было и все искали группы товаров, которые стоили бы недорого в странах пребывания и дорого стоили здесь, чтобы можно было путем диких торговых операций наварить денег. На тот момент смешались все сферы деятельности, и масса людей решила, что на одной информации зарабатывать бессмысленно, надо не только найти и подавать информацию про то, что и где можно купить, но и самим, используя эту информацию, попытаться что-то заработать. В общем, мои коллеги по АПН, насколько я знаю, занимались всем, вплоть до продажи самолетов.
(Из интервью журналисту Глебу Мореву: «Волин: пулемет был перенацелен вовнутрь». Опубликовано на сайте РИА «Новости» 29.10.2013)