Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Только на сайте

Киев: госбезопасность и СМИ

14.09.2014 | Валерий Калныш, Киев – специально для The New Times


В Киеве был задержан милицией и через несколько часов отпущен главный редактор газеты «Вести» и руководитель украинского холдинга «Мультимедиа Инвест Групп» Игорь Гужва.


Из двух зол выбирают редактора


Задержали Игоря Гужву днем 13 сентября возле культурного комплекса «Мыстецький арсенал», где проходил 11-й Форум Yalta European Strategy (YES) – ежегодный саммит, который организовывает украинский бизнесмен и меценат Виктор Пинчук. Предыдущие десять проходили в Ялте, нынешний, после аннексии Крыма, в Киеве, о чем не преминул упомянуть почти каждый выступающий — от президента Порошенко до уходящего главы Европейской комиссии  Жозе Мануэла Баррозы и и экс-командующего войсками НАТО в Европе генерала Уэсли Кларка.


Ровно в тот момент, когда за хорошо охраняемыми воротами «Мыстецького арсенала» интеллектуалы из США и Европы обсуждали необходимость институциональных реформ на Украине, на другой стороне улицы шел митинг в защиту газеты «Вести».  Митинг собрал 300-400 человек. Как только защитники газеты начали свою акцию, на другой стороне, так же не санкционировано, начался другой митинг, на этот раз противников издания. Прибывший наряд милиции при этом задержал только Гужву, в то время как лидера «противников» - по словам главного редактора газеты, это один из правых задерживать отказалась.


В райотделе на Игоря Гужву был составлен административный протокол. Позже главный редактор написал на своей странице в фейсбуке: «Все что случилось с газетой "Вести", с типографией "Мега-полиграф" (в типографии  Служба безопасности Украины провели проверку  – В.К) в четверг и под входом в "Ялтинскую европейскую стратегию" сегодня - это позор украинской власти. Используя и покрывая погромщиков, власть роет себе могилу, множа хаос в и без того нестабильной стране».


Все вокруг народное


Холдинг «Мультимедиа Инвест Групп» появился на украинском рынке в 2013 году. Игорь Гужва называет себя собственником и основателем МИГ. Однако в это мало кто верит. Есть два предположения того, кто стоит за «Вестями». Правда, ни одно из них пока не подтверждено документально: одни утверждают, что за холдингом стоят московские структуры, что деньги идут чуть ли не из «Газпрома», другие называют  в качестве владельцев беглых украинских олигархов двора Януковича.


С 2012 по 2013 год Игорь Гужва работал в столице России на посту шеф-редактора газеты «Московские новости» (газета тогда принадлежала государственному информационному агентству  РИА Новости, но после того как агентство было ликвидировано появились слухи, что газета перейдет в ведение московского правительства. —  The New Times). Вернувшись в Киев он начал выпускать бесплатную газету «Вести», потом, по франшизе «Русского репортера», еженедельник «Вести. Репортер», еще немного погодя создается холдинг, куда, помимо печатных изданий, вошли сайт vesti.ua, Радио Вести и телеканал UBR. Откуда деньги? Гужва в одном из своих интервью  ответил так: «Да, у меня есть люди, которые дают заемные средства по определенным финансовым механизмам. Но они совершенно легальны. У меня была бизнес-идея создания мультимедийного холдинга в Украине. Я ее достаточно давно предлагал различным инвесторам. В конце концов я нашел несколько групп людей, которые этим заинтересовались и они согласились мне помочь запустить стартап. Эти люди из различных стран - ЕС, Казахстан и другие».


Тот факт, что редактор по возвращению из Москвы затеял многомиллионный  холдинг,  и заставил  некоторых наблюдателей искать «руку Москвы» . Был найден и «куратор» - политик Виктор Медведчук, который также известен тем, что является кумом  Владимира Путина. Якобы это его проект по насаждению в Украине идеи «русского мира», проведение подрывной идеологической работы посредством выпуска бесплатной газеты и других СМИ.


Второе предположение заключается в том, что деньги в холдинг вложили ныне опальные олигархи, на момент создания структуры имевшие колоссальное влияние на украинский бизнес. Речь идет о предпринимателе Сергее Курченко, бывшем первом вице-премьер Сергее Арбузове и главе украинского министерства доходов и сборов Александре Клименко. Подозрения на Курченко пали потому что он был своеобразным «смотрящим» по медиа – его компании скупали активы, главным из которых оказался холдинг UMH. Его Сергей Курченко купил у Бориса Ложкина, который сейчас возглавляет администрацию президента Украины. Арбузов также занимался построением своей медиа-империи, куда, по неофициальной информации вошли газета «Капитал» и телеканал БТБ. Клименко в списке возможных «спонсоров» оказался потому что Игорь Гужва знаком с ним последние 15 лет. Всех троих – Курченко, Арбузова  Клименко – связывает то, что они числились в ближайшем окружении Александра Януковича, старшего сына бывшего президента Украины Виктора Януковича и сейчас, по имеющейся информации, скрываются от украинского правосудия в Москве. Поэтому доказать их совместную или по отдельности причастность к финансированию МИГ, весьма затруднительно. Цель же создания холдинга, уверяют сторонники этого предположения, заключалась в том, чтобы стать одним из рычагов влияния на электорат накануне президентских выборов 2015 года на которых, ныне беглый президент Виктор Янукович, планировал победить.


Беды


На сегодняшний день в отношении холдинга возбуждено 4 уголовных дела. Украинские силовики подозревают, что через холдинг отмываются деньги и МИГ уклоняется от налогов. Несколько дней назад за «Мультимедиа Инвест Груп» взялась Служба безопасности Украины. Ее представители блокировали работу редакции, изъяли сервера и документацию.  


Как стало известно, все изъятия проходили в рамках уголовного дела, расследуемого по ч. 2 ст. 110 УК («Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины», предусматривает тюремный срок от 3 до 5 лет). Основанием стали три статьи в журнале «Вести. Репортер»: «Махновское состояние», «Славянско-пролетарская республика» и «Хунта! Предали! Долой!». Это были репортажи из контролируемых боевиками и российскими войсками территорий Донецкой и Луганской областей. «Естественно, никаких посягательств на территориальную целостность Украины там (в заметках – В.К) наши авторы не допускали», - уверяет Игорь Гужва.


Он считает, что СБУ взялось за холдинг совсем по другому поводу. Накануне газета выпустила заметку, которая начиналась словами: «Дочь главы СБУ Валентина Наливайченко значится жильцом квартиры в престижном районе Нью-Йорка». По информации издания, Ольга Наливайченко проживает на Пятой авеню. Подтвердить эту информацию у председателя СБУ изданию не удалось.


Беды у холдинга были и в мае, когда на офис редакции напали, как утверждает главный редактор газеты, те самые молодчики, которые в субботу 13 сентября мешали им митинговать возле «Арсенала».


Надо сказать, что большей критики чем «Вести», на украинском медиарынке не получает никто. И все из-за их редакционной политики. В интервью радио «Свобода» руководитель украинского Института массовой информации Оксана Романюк в мае этого года заявила: «В газете “Вести”, которая распространяется в Киеве, четко прослеживается антимайдановская позиция. Да, у них есть своя точка зрения, можно, наверное, сказать, что она пророссийская, но в Киеве в своих материалах они стараются выдерживать баланс. Если же говорить о региональных выпусках “Вестей”, то в издании, например, для Донецка печаталась совершенно другая информация, и там рассказывалось, что к власти на Украине пришла хунта и тому подобное. Мне кажется, что этот холдинг является активом влияния и гарантией, “подушкой безопасности” для тех, кто бежал с Януковичем в Россию и хотел бы в будущем вернуться на Украину, например для того же Курченко».


Одним из активных противников газеты является депутат Киевсовета (от партии «Батькивщина») Игорь Луценко. Именно он выступал организатором нескольких акции протеста. "Мы обращаем внимание всего общества на редакционную политику газеты "Вести", которая своей издательской деятельностью популяризирует деятельность террористов, героизирует их так сказать воинский подвиг, в то время, как гибнут наши коллеги, в частности, киевляне на восточном фронте, - заявил Лученко. - Такая штука как бесплатная газета в военное время не может в принципе существовать. Мы, извините, в это не верим. Мы верим в то, что это происходит в чьих-то конкретных интересах, в частности России».


Зачем нужны враги


Новость о задержании Игоря Гужвы не вызвала сочувственную реакцию в украинском медиа-сообщества, скорее даже наоборот – много было тех, кто злорадствовал по этому поводу. Кто-то радовался, выражая надежду, что «вот теперь ватников и накроют» или «наконец-то досталось агентам Кремля».  


В тоже время в защиту выступила представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, Дунья Миятович. «Я призываю украинские власти воздержаться от любых мер, которые могли бы запугать представителей СМИ и не препятствовать работе СМИ, - говорится в ее заявлении. - Опасения по поводу национальной безопасности, касающиеся текущих проблем в Украине, не должны оправдывать несоразмерных ограничений на свободу выражения мнений и свободу СМИ".


The New Times будет следить за ситуацией вокруг медиахолдинга.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.