15 сентября Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) представляет в Москве доклад о детях-инвалидах в российских интернатах

02_01.jpg
10-летний Никита П. в своей кроватке в интернате для детей-инвалидов в Свердловской области /фото: Андреа Маццарино/Human Rights Watch
«Брошенные государством. Насилие, отсутствие заботы и изолированность детей с инвалидностью в российских интернатах» — так называется доклад, выпущенный по итогам посещения и анализа ситуации в 10 специализированных учреждениях. HRW задокументировала «многочисленные проявления недостаточной заботы, в частности, недостаточное питание, недостаточное здравоохранение, недоступность реабилитационных услуг, недоступность образования, недостаточную доступность досуга и игр. А в двух интернатах персонал сообщал, что у них не приветствуются контакты детей с родителями, поскольку некоторые родители могут «баловать» детей и те вернутся в учреждение непослушными».

Как рассказала The New Times автор доклада Андреа Маццарино, она объездила почти всю страну, появлялась на ступенях домов-интернатов и просила ее впустить. Впустили только в 10.

Из увиденного правозащитниками хуже всего то, что детей часто просто бьют и жестоко наказывают. Как сказано в докладе, «это может достигать уровня пыток, особенно в контексте сочетания различных видов физического и психологического насилия, использования механических и медикаментозных методов коррекции поведения и психиатрической госпитализации».

«Меня били и за волосы таскали. Таблетки давали, чтобы успокоить», — цитирует доклад 19-летнюю выпускницу интерната Настю Е.

15-летняя Валя Т. из одного из учреждений Северо-Запада просит автора доклада не говорить, что она им рассказала, иначе «они меня в дурдом отправят. Убьют… А когда дети из психушки возвращаются, они тихие такие. Трясет их».

Антон К. рассказывал HRW, что не раз видел, как персонал учреждения обливал детей холодной водой, когда они плакали.

«Они меня в дурдом отправят. Убьют… А когда дети из психушки возвращаются, они тихие такие. Трясет их»

Пожаловаться на своих мучителей дети с инвалидностью, как правило, не могут, констатируют авторы доклада: «Ни у кого из проинтервьюированных нами детей или молодых людей не было доступа к механизмам, посредством которых они могли бы безопасно сообщить о нарушениях, не опасаясь мести».

Вообще-то ничего принципиально нового для тех, кто в теме, в этом докладе нет. В прошлом году вышел документальный фильм «Мама, я убью тебя» Елены Погребижской о детях из коррекционного интерната, у которых были большие планы на жизнь, но за них решили, что им больше 4 классов образования не нужно. А тех, кто плохо себя вел, отправляли в психиатрическую лечебницу.

Был документальный фильм «Блеф, или с Новым годом» Ольги Синяевой — о депривации детей-сирот в домах-интернатах. В фильме нянечка на камеру говорила о своем воспитаннике: «Этот вообще никакой!», а выпускник одного из детдомов рассказывал, как его за разные провинности отправляли в психиатрическую лечебницу. Об этих издевательствах бесконечно пишет пресса, но есть ли какой-то толк?

Ситуация понемногу меняется к лучшему, утверждают специалисты, и, что очень важно, меняется в головах федеральных чиновников. Персонал интернатов проходит тренинги и семинары, на которых вместе с новыми методиками им прививают уважительное отношение к воспитанникам. Но детей, как свидетельствуют волонтеры, по-прежнему где-то бьют, где-то отправляют в психиатрические лечебницы, где колют седативными препаратами, а много где — привязывают к кроватям на целый день. Причем не всегда из жестокости, часто просто потому, что не хватает рук уследить, а «они же бьются головой, могут себя повредить».

Доклад HRW вышел очень вовремя: нашему обществу, уже несколько месяцев болезненно переживающему войну на Украине, важно напомнить о внутрироссийских проблемах. И эти проблемы надо решать всем миром — если не участием в работе наблюдательного совета закрытого учреждения, то хотя бы помощью «особенному» однокласснику ребенка в адаптации к повседневности.

Все-таки величие страны, о котором сейчас так много говорится, зависит не от ее размеров, а от качества жизни самых беззащитных ее граждан.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.