#Только на сайте

#Санкции

Санкции России: ожидаемая неожиданность

08.08.2014 | Злодорев Дмитрий – специально для The New Times, Вашингтон

В США ограничение ввоза продуктов в Россию многих политиков и бизнесменов если не застало врасплох, то некоторым образом озадачило

70403_900.jpg

Кому будет хорошо?

«А вы точно знаете, что курятина попала под ограничения? Я видел сообщения про санкции, но о курице в них не говорилось», - интересовался у корреспондента The New Times президент американского Совета экспортеров мяса птицы и яиц Джеймс Самнер через несколько часов после объявления решения Кремля. Пришлось переслать ему в подтверждение несколько сообщений информагентств. Самнер все-таки согласился на интервью, но потом попросил «попридержать коней» до выяснения ситуации. Давая же окончательное «добро», он написал: «Надеюсь, вы процитируете меня правильно».

Сложилось впечатление, что в разговоре президент совета, в состав которого входят практически все ведущие профильные компании США, звучал то ли озабоченно, то разочарованно. Хотя говорил, что «все хорошо».

- Мы все-таки очень надеемся, что Россия исключит курятину из «штрафного списка», - подчеркнул он в самом начале.

- А если этого все же не произойдет, каким образом подобное развитие событий скажется на американском бизнесе?

- Это не будет иметь ключевого влияния на нашу промышленность, оно окажется минимальным. Доля России в общем объеме американского экспорта мяса птицы составляет всего 7 процентов, тогда как в середине 1990-х этот показатель достигал 40 процентов. Тем более, в последние годы мы стараемся диверсифицировать наши поставки, а Россия, наоборот, развивает свою птицеводческую промышленность. Тем не менее, за 20 лет с лишним сотрудничества Россия стала для нас очень важным партнером. И нам бы не хотелось видеть какие-то перебои в поставках на такой долгосрочный и серьезный рынок.

- А вы собираетесь обсуждать ситуацию со своими партнерами на этом рынке?

- Конечно, мы обсудим ее с американским правительством. Конечно, мы постоянно общаемся и с представителями нашей отрасли, но на данный момент я не планирую контактировать с российскими официальными лицами.

Самнер, как и многие другие эксперты в США, считает, что данный шаг Москвы ударит, в первую очередь, не столько по американскому бизнесу, сколько по российским потребителям. «Нам известно, что в последнее время цены на мясо птицы в России каждую неделю растут на 2-3 процента. И эти санкции приведут к дальнейшему росту цен на продукты. А кроме того, россияне будут получать меньше продукции, которая богата протеином», - считает он.

Эти санкции приведут к дальнейшему росту цен на продукты. А кроме того, россияне будут получать меньше продукции, которая богата протеином
Еще один высокопоставленный представитель американских деловых кругов считает, что «санкции России не добавили ничего нового в международный диалог». Эксперт, просивший не называть его имени в печати, тоже считает, что урон, который может быть нанесен экономике США, далеко неочевиден, тогда как проблемы для самих россиян могут оказаться весьма ощутимыми. «Непонятно, какую цель преследовали власти РФ, вводя санкции. Для огромной американской экономики потеря части российского рынка, конечно, является ожидаемым и неприятным фактом. Безусловно, определенные компании в определенном квартале почувствуют болезненный эффект, но это не станет определяющим фактором экономической или макроэкономической стабильности американских рынков. В то же время, для российских потребителей это будет, вероятно, более сложный процесс, поскольку уменьшится конкуренция на внутреннем рынке. И вряд ли это будет хорошо», - сказал он в интервью The New Times.

Правда, специалисты в Вашингтоне задаются вопросом о том, что теперь будет с теми американским птицеводческими компаниями,которые уже обзавелись предприятиями в России, которые уже по сути являются российскими юридическими лицами. По их мнению, «пока непонятно, затронут ли санкции работу этих структур».


Асимметричный ответ

Многие в США уже окрестили ответ России на санкции Запада асимметричным. В частности, уже упомянутый представитель деловых кругов считает, что здесь нет ничего неожиданного. «Компании США обсуждали и между собой, и с американскими чиновниками возможный ответ со стороны России. Мы предвидели, что он будет постепенным и асимметричным, как, собственно, и происходит. В какой-то степени можно сказать, что правительство США старается сделать санкции узко направленными, и Москва делает в принципе то же самое. Это оставляет надежду на то, что дело в конце концов закончится тем, что стороны начнут разговор», - говорит он.

Надо признать, что многие в Америке выразили недоумение тем, что под российские санкции попали компании, никак не связанные с нынешними геополитическими трениями. Даже противники введенных Вашингтоном ограничительных мер против РФ, отмечают, что они косаются структур, либо связанных с оборонной промышленностью, либо работающих в Крыму. Москва же, по их словам, включила в «черные списки» совсем не тех, кто, например, поставляет на Украину военное оборудование или помогает Киеву финансами. Впрочем, сами же американцы говорят: «Кремль предупреждал, что ответ будет асимметричным. После «дела Магнисткого», ответом на которое стал запрет на усыновление детей, никто и не ожидал ничего другого».


Политики считают санкции эффективными

Так или иначе, но создается впечатление, что в самой Америке все больше людей начинают сомневаться в эффективности санкций как способа решать проблемы. Уже и на пресс-конференции в Белом доме, состоявшейся через несколько часов после объявления России о своем решении, президенту США Бараку Обаме задали вопрос: "Путин известил о запрете импорта продовольствия, объем которого в прошлом году составил около 1,3 млрд долларов. Министр обороны США Чак Хейгел сообщил об увеличении числа российских войск на границе с Украиной. Санкции не работают?» И такие предположения в Вашингтоне в последнее время приходится слышать все чаще. Не сказать, что общественное мнение поворачивается в другую сторону, просто люди начинают сомневаться в том, что подобным образом можно достичь цели.

На вопрос «в лоб» Обама, по своему обыкновению, ответил обтекаемо. «Мы еще не знаем, работают ли санкции. Они действуют в смысле оказания огромного давления на российскую экономику. И это не мои предположения, - сказал он. - Если вы посмотрите на состояние рынков, на потоки капиталов, на перспективы роста, то увидите, что российская экономика застопорилась. И вы не найдете большого количества инвесторов, которые хотят начинать бизнес в России».

Российские власти ввели санкции против собственного народа. В этом заключается жестокая ирония
 

Надо сказать, что политики в США, как это и было все последние месяцы, гораздо спокойнее смотрят на санкции, чем предприниматели. Возможно, потому, что рискуют не своими деньгами. Например, официальный представитель Белого дома Лора Лукас-Магнусон заявила, что «действия против западных компаний или стран только углубят международную изоляцию России и причинят ей еще больший ущерб». В то же время, по ее мнению, санкции США и ЕС «сделали слабую экономику РФ еще слабее»,

В свою очередь, заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн заявил, что российские власти «ввели санкции против собственного народа». По его мнению, «в этом заключается жестокая ирония». В своих программах санкций, будь то против России, Ирана или кого бы то ни было в мире, мы никогда не ставили под удар продовольствие и медикаменты», - сказал он.

Глава Совета экономических консультантов при Белом доме Джейсон Фурман считает, что действия России «окажут на американскую экономику ничтожное влияние». По его словам, «вы не видите повышения цен на нефть, каких-то увязок с финансовым сектором, серьезного давления на наш экспорт в целом»,

Впрочем, многие специалисты объясняют столь бравую позицию Вашингтона тем, что американская экономика действительно не очень заточена на Россию, тогда как у европейцев связи с ней гораздо обширнее. «Рынки наблюдают за Восточной Европой. И санкции, вероятнее всего, европейцев затронут больше, чем американцев. И это может дать преимущество американским ценным бумагам и активам», - говорят они.

Между тем, нельзя исключать и того, что подобный поворот событий может иметь «отложенный эффект». «США могут воздерживаться от торговли с Россией больше, чем другие страны», - считает инвестиционный менеджер компании Federated Investors Мэтт Кофлер. Однако, по его мнению, речь идет «не о расширении санкций, а о возможном распространении военного конфликта, что само по себе приведет к падению акций», в том числе и американских.


Эх, дубинушка, ухнем?

Фурман, безусловно, прав: мы пока не видим повышения цен на нефть. Но в данной ситуации вряд ли что-то можно исключать. Конечно, Россия, скорее всего, не станет рубить сук, на котором сама сидит, и не пойдет на искусственное удорожание топлива. Но если нынешний конфликт зайдет еще дальше, она может «попросить» американские концерны подвинуться на российской территории. И возможно, не очень вежливо. Так, собственно, произошло в свое время с компаниями из РФ в Ираке, причем при непосредственном участии США. В России, кстати, подобное тоже случалсоь – и не только с западными структурами.

Будем надеяться, Москва не станет доставать этот козырь из своего рукава. Но если подобное произойдет, американские нефтегаранты, уже вложившие в российские проекты миллиарды долларов, могут и взвыть от финансовой боли.

Кроме того, в распоряжении Кремля есть еще одна, как говаривал герой комедии Леонида Гайдая, «штука, которая почище «Фауста» Гете». Это такая «дубина», о которой в США пока даже предпочитают не вспоминать. И если она пойдет в ход, то все введенные до сих пор санкции покажутся просто комариным укусом. Речь идет о том, что на Международную космическую станцию в течение еще очень долгих лет можно будет добраться только по «российскому билету». Многие американские сенаторы - преимущественно оппоненты Обамы из Демократической партии - уже неоднократно били в набат по данному поводу, но, как говорил уже другой персонаж Гайдая, «такие вопросы с кондачка не решаются», для этого требуются время, ресурсы и опять время».

Конечно, никто не хочет думать о том, что Россия запретит западным космонавтам и астронавтам летать на своих космических кораблях. Но с другой стороны, когда США только начинали объявлять о своих санкциях после Крыма, мало кто предполагал, что свертывание работы двусторонней президентской комиссии коснется и едва ли не самой успешной ее группы - космической. А ведь Вашингтон пошел на это.


Скользкий путь

Между тем, многие американские бизнесмены считают, что Россия, дав ответ на действия Запада, сама «встала на скользкий путь санкций». «Мы это знаем на своем историческом опыте, теперь Россия почувствует на своем», - говорит высокопоставленный представитель американских деловых кругов. По его словам, «месть не является политикой, и санкции, особенно односторонние, редко оказывают правильное воздействие». В сущности, считает он, «меры, принятые США, тоже не достигли цели».

Тем не менее, специалист не исключает, что «это только первые шаги, и может появиться внутренняя динамика, при которой возникает ощущение, что нужно идти только по нарастающей». «А поскольку стороны не достигают цели, санкции будут вводиться до того момента, пока люди не начнут искать какого-то другого решения, что в принципе нужно было делать уже давно», - говорит он.

Было бы гораздо хуже, если бы ограничения носили законодательный характер и не имели ограничений по времени
 

Однако шансы все-таки есть. Тот же источник, например, хотя и констатирует, что «все очень грустно», обращает внимание на то, что «российские санкции вводятся исполнительной властью, а не законодательной, и имеют срок действия». По его мнению, «в этом плане мы видим, что Россия продолжает надеяться на разрешения конфликта, ведь было бы гораздо хуже, если бы ограничения носили законодательный характер и не имели ограничений по времени».



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.