#Родное

#Суд и тюрьма

Никому не нужен

2009.10.23 |

Альбац Евгения

Полномочия президента хотят ограничить?

133-30-01.jpg

Заставь дурака богу молиться или зачем власть вновь наступила на грабли. 24 октября президент встретился с лидерами политических партий, представленных в Государственной думе. Официально заявленная цель встречи — подготовка послания президента к Федеральному собранию. Реальная: уход трех фракций — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» из зала заседания Думы как реакция на массовые фальсификации в ходе последнего голосования. Однако думская фронда продемонстрировала и другое: кризис нынешней системы власти. Каковы возможные сценарии на будущее — размышлял The New Times

Политический кризис «суверенной демократии» длился недолго: коммунисты держались неделю, но и они в конце концов заняли отведенные им места. Требования «системной оппозиции» озвучены: отмена результатов голосования в Москве, Туле и Марий Эл, проведение новых выборов в марте (ЛДПР и КПРФ), отставка руководителей этих регионов и увольнение главы Центризбиркома Владимира Чурова.
Уже понятно, что охотнорядская фронда закончится пшиком — в лучшем случае местные суды найдут пару-другую стрелочников, да под каток гаранта Конституции может попасть г-н Чуров, тем паче что Дмитрию Медведеву остро необходимы вкусные места для еще невостребованных питерских юристов.
Одно остается непонятно: зачем власть поступила столь откровенно грубо?
Или — в ее действиях есть рациональный мотив, стратегический сценарий?

Насильники

То, что «Единая Россия» так или иначе получит в ходе голосования больше 50% мест в законодательных собраниях разного уровня, было очевидно всем и заранее. В отсутствие публичной полемики, равного доступа к каналам транспорта информации, то есть СМИ, какой-либо состязательности между кандидатами партии власти и ее оппонентами, зачистки несистемной оппозиции еще на стадии регистрации кандидатов победа партии Путина была предопределена. Для этого даже не требовалось свозить «источник власти» (многонациональный народ — Конституция, гл. 1, ст. 3) на избирательные участки — в конце концов, рациональные агенты политического рынка скорее ставят на лошадь, которая способна прийти к финишу первой. Другими словами, дама по имени Российская Федерация была готова ответить на имитацию любови, но ее почему-то решили снасильничать, причем столь показно, что даже циники изумились: зачем же так-то?

И их мотивы

На вопрос «Зачем?» большинство экспертов отвечают: «Эксцесс исполнителей». Или менее политкорректно: «Восставший из пепла совок». Логика следующая: карьерное продвижение (или даже сохранение места) мэров и нынешних губернаторов, которые не избираются, а назначаются, зависит исключительно от федерального центра — ровно так же, как в советские время продвижение наверх секретарей обкомов КПСС, краев и республик зависело от Москвы. От нее же зависят денежные трансферты в регионы, помощь вставшим в кризис предприятиям, вливания в зависшие банки и так далее. Поэтому каждый большой и малый начальник больше всего боится, что сосед сумеет продемонстрировать, что он более верный путинец, лояльнее, чем конкурент, а потому каждый и старается по максимуму, с перебором: в условиях информационного вакуума неопределенность становится движущим фактором — она не позволяет сесть и спокойно все просчитать.
Утверждают, что за полтора месяца до единого дня голосования той же Москве был спущен из Управления внутренней политики Кремля «голосовательный план» — не менее 68% за партию власти. (4 года назад Москва собрала всего 54% — и это было поставлено мэру на вид.) Однако потом поступило другое распоряжение: де президент просил, чтобы все было прилично, все-таки — ну да, «двадцатка», «восьмерка», Обама, не хочется оказаться в одном ряду с зимбабвийским Мугабе; даже Чавес первый референдум по поправкам к Конституции проиграл — второй понадобился.
Короче, ноги на скатерть класть не надо.
В устах начальников эта директива звучала, как утверждают информированные собеседники, так: «Не надо устраивать внутреннюю Туркмению».
Но — устроили.

Проигравшие и победители

Главный проигравший во всей этой истории даже не избиратель, хотя у многих остался осадок: несправедливость люди определяют не по цифрам — она в ощущениях, и это рано или поздно будет иметь свои последствия. Главный проигравший сегодня — президент Дмитрий Медведев. Ему наглядно дали понять, что его указания ровным счетом ничего не стоят, а призыв «Россия, вперед!» — не более чем фигура речи: какое же это «вперед», когда, напротив, наглядно — назад, в «совок». А все заклинания его пиар-команды о необходимости создания «медведевского большинства» (Г. Павловский), которое должно противостоять коррумпированным чиновникам, обернулись «путинским большинством», которое обеспечили вот ровно такие чиновники.
Кто победитель? Очевидно: Путин Владимир Владимирович и его окружение, в погонах прежде всего. За что боролись? А вот это и есть самое интересное. И ответ мы получим уже в ноябре, на грядущем съезде «Единой России».

Сценарий № 1

Если премьер Путин таки примет на себя бремя членства в «Единой России» и/или из «национального лидера» переквалифицируется в лидера «парламентского большинства», то это значит, что следом нас ждут поправки в Конституцию и изменение как минимум одного Федерального конституционного закона — «О правительстве».
Что будут править? В Законе о правительстве — статью 32, которая сегодня де-юре подчиняет силовиков президенту Российской Федерации.* * О казусе с силовиками в условиях правления дуумвирата The New Times подробно писал в № 19 от 12 мая 2008 года. Их надо будет напрямую подчинить лидеру «правительства парламентского большинства», а руководителей ряда специальных служб (прежде всего ФСБ) сделать членами кабинета.* * Сейчас руководитель Лубянки не только подчиняется президенту РФ, но и является членом Совета безопасности, который возглавляет глава государства. Для этого требуются две трети голосов обеих палат Федерального собрания — и они есть. А «право вето президента в отношении Федерального конституционного закона не предусмотрено Конституцией РФ» (см. ст. 108) — писали исследователи «конституционно-правовых проблем государственного строительства» НИИ системного анализа Счетной палаты, которые еще в 2003 году прорабатывали правовые проблемы, связанные с формированием «правительства парламентского большинства».
В Конституции — прежде всего статью 117 (гл. 6), считает профессор ГУ-ВШЭ Михаил Краснов. Эта статья позволяет президенту отправить в отставку правительство, а с ним, естественно, и премьера. Для поправки в эту главу Конституции требуется уже не только лояльность Думы и Совета Федерации, но и «одобрение органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации» (ст. 136). Гарантии такой поддержки — даже если глава государства, то есть президент, будет против — теперь у Путина есть: «Единая Россия» практически контролирует законодательные собрания всех 83 регионов страны.
Закономерен вопрос: к чему вся эта головная боль с поправками в законы и формированием «правительства парламентского большинства»?
На это есть как минимум два резона. Первый: президент в такой конструкции становится совершенно номинальной фигурой, даже если он по-прежнему избирается «прямым и всенародным голосованием».* * Это вариант так называемой «полупрезидентской республики» — слабый президент, сильный парламент и премьер; в классической парламентской республике президент и вовсе избирается парламентом и имеет вполне декоративные функции, как, например, президент Германии, где вся власть в руках канцлера. У него нет ни кадрового ресурса (смена правительства), ни финансового, ни силового, а значит, нечего под сенью кремлевского скипетра искать и представителям номенклатуры — как государственной, так и от крупного бизнеса. Второй резон: премьер Путин возвращает себе место в «двадцатках» и «восьмерках» — рядом с премьером Великобритании или канцлером Германии — за ним уже не просто некий неясный и квазилегитимный статус «первого в дуумвирате», теневого переговорщика, стоящего за спиной президента, но премьера «парламентского большинства».
Наконец, есть и третий резон.

Премьерская вертикаль

Полтора года правления «дуумвиров» постоянно сопровождаются слухами, а то и конкретными примерами нарастающего противостояния: пусть даже не столько между «братьями по крови», сколько между аппаратами, о чем на встрече с журналистами говорил и сам премьер Путин. Можно не сомневаться, что эти слухи и разговоры подкрепляются рапоїртами близких к премьеру чекистов: и о недовольстве Медведева тем или иным решением председателя правительства, и о терзаниях первой леди Светланы Медведевой по поводу того, что она «первая при втором». Но самое главное: все это двустулье, равно как две ноги партии власти — «Единая Россия» и «Справедливая Россия», деление телеэфиров на главных каналах страны между президентом и премьером и проч. порождает поле для разномыслия, какую-никакую среду для плюрализма, в которой может в конце концов настояться бульон реальной оппозиции.
В условиях нестабильности, связанной с провалом промышленности, падением ВВП, неясными прогнозами цены на нефть и газ (сегодня — $80 за баррель, а завтра — рухнет), постоянными страхами (мультиплицированными информационной асфиксией властных верхов) перед гражданами, которые, не выдержав тягот безработицы и безденежья, выйдут на улицу, ожидание нового витка кризиса весной 2010 года, короче, все это увеличивает риски того, что и так плохо справляющаяся с управлением и разрываемая кланами вертикаль рухнет, обвалится, как это случилось в конце 1980-х в СССР.
А тут налицо пример Китая: единая и неделимая партия, один центр принятия важнейших решений, тотальный контроль медийного пространства и интернета, плюрализм в экономике и прогнозируемый рост ВВП в 2010 году, несмотря на все проблемы, на 7,9%.
«Единую и неделимую» Путин позволить себе не может: в Китае нет пенсионной системы, нет и социальных обязательств перед населением, поэтому в ближайшие годы КПРФ будет играть роль канала для отвода пара незащищенных слоев населения, части бюджетников, пенсионеров — о том, как они перекрывали магистрали после принятия закона «О монетизации льгот», в Кремле еще долго не забудут. Коммунистам с их 15% и будет отведена роль глашатаев «униженных и оскорбленных», они будут создавать иллюзию двухпартийной системы, простую и понятную черно-белую дихотомию: партия будущего — «Единая Россия», партия уходящего прошлого — КПРФ.
В этой конструкции никакие иные партии не нужны. Как не нужны выбивающиеся из общего телевизионного ряда РЕН ТВ и Пятый канал: неслучайно их информационные службы собираются заменить пропагандистами и агитаторами государственной Russia Today.
Да, конечно, пост премьера, отвечающего за все и вся, чреват проблемами: в случае серьезного ухудшения экономической ситуации не будет возможности переводить стрелки на плохих министров. Однако опросы показывают: при том, что граждане отмечают ухудшение своего положения в результате кризиса, рейтинг Путина остается стабильно высоким, и прежде всего потому, что ему нет видимой альтернативы. Медведев таковой не стал. И не станет, превратившись уже и вовсе в декоративного «избранного монарха», который хоть и с короной, но не правит.

Сценарий № 2

Этот сценарий очевиден и не требует изменения законов: в 2012 году Путин возвращается на 12 лет в Кремль в качестве вновь избранного президента. Он плох как минимум по трем причинам: несостоявшемуся Дмитрию тогда будет всего лишь 46 лет — молод, в самом расцвете сил и наработанных лояльностей, источник постоянной опасности, центр притяжения недовольных (каковым стал даже умирающий и непопулярный Борис Ельцин), тем более в условиях, когда и народонаселение, и номенклатура начнут по-настоящему уставать от «Брежнева новой России».
Вторая проблема — риск получить Касьянова-штрих, в случае если премьер будет компетентным, или всю ту же борьбу аппаратов, если председатель правительства окажется попка-дурак.
Наконец — временной фактор. 2012 год — далеко, кризис может вернуться, а конституционная реформа позволяет начать выстраивать премьерскую вертикаль уже осенью 2010 года — после того как пройдут избирательные кампании в законодательные собрания в 66 регионах страны, за которыми логично последуют назначения губернаторов из рядов партии «парламентского большинства».
Перефразируя известного телеведущего — такие наступают времена.


По требованию партии «Яблоко» 23 октября был произведен пересчет голосов на московском участке №192, где голосовал лидер партии Сергей Митрохин со своей семьей. После первого подсчета выяснилось, что по этому участку за «Яблоко» не было подано ни одного голоса. В результате пересчета «Яблоко», ЛДПР и «Патриоты России», за которых, по первой версии итогового протокола, не проголосовал никто, получили соответственно 16, 3 и 1 голос. КПРФ и «Справедливой России», как показал пересчет, участковая комиссия, напротив, приписала голоса: у коммунистов оказалось 67 бюллетеней вместо 87, а у «Справедливой России» — 27 вместо 29. Результат «Единой России», за которую подали свои голоса 904 человека, после пересчета не изменился.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share