Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

#Суд и тюрьма

Модели спасения

27.10.2009 | Здобнов Антон, Самара | №38 от 26.10.09

Руководство АвтоВАЗа презентовало концепцию выживания автогиганта

133-37-01.jpg

Модельный ряд с девятью нолями. Новая команда управленцев АвтоВАЗа во главе с Игорем Комаровым презентовала свою концепцию спасения автогиганта. Теперь дело за малым — найти деньги. The New Times пересчитал миллиарды, необходимые для вывода завода из пике, и ужаснулся

Складывать и вычитать в уме цифры с девятью-десятью нолями в Тольятти научились, кажется, даже дети дошкольного возраста. В марте автогигант приезжал спасать Владимир Путин, распорядившийся выделить заводу беспрецедентные 25 млрд рублей. Спустя полгода, 8 октября, тем же маршрутом, что и Путин, по вазовскому конвейеру прошелся первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов и тоже пообещал протекцию государства — причем суммы возросли. Теперь автогигант рассчитывает на помощь госбанков в реструктуризации долгов, которые, по оценке менеджмента, к концу года могут достигнуть астрономических 75,2 млрд рублей. Еще 12 млрд заводу необходимо на выплату корпоративных пенсий увольняющимся сотрудникам, а 1,8 млрд — на передачу в муниципальную и федеральную собственность 17 социальных объектов компании.
Вице-премьера Шувалова в Тольятти ждал весьма безрадостный документ: отчет о состоянии дел на предприятии, который повествовал о бедственном положении АвтоВАЗа с беспрецедентной прямолинейностью: в нем впервые говорилось о грандиозных долгах компании, катастрофически низком качестве продукции, неэффективной системе сбыта, «заброшенном» экспорте и «неудовлетворительном» восприятии бренда Lada. Ни приход государства в лице «Ростехнологий» к управлению предприятием, ни стратегическое партнерство с Renault, по сути, результата не дали, констатируется в документе.
Не менее жесткую оценку вазовским реалиям дал замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев. В записке, направленной им в адрес правительства, говорилось о том, что де-факто АвтоВАЗ является банкротом и тратить деньги на его поддержку бессмысленно. По мнению замминистра, для выхода из сложившейся ситуации заводу необходимо сократить 50 тыс. сотрудников. Впрочем, уже после визита Шувалова в Тольятти и публичных заявлений первого вице-премьера, преисполненных оптимизма, сам Дементьев сказал, что его поняли неправильно и что поддержка АвтоВАЗа является последовательной позицией правительства.

Новая жизнь

19 октября руководство предприятия презентовало антикризисный план компании до 2014 года, с помощью которого, по выражению президента компании Игоря Комарова, «АвтоВАЗ сможет начать новую жизнь». Руководство озвучило три варианта вывода завода из незавидного финансового положения. Исполнительный вице-президент по финансам и корпоративному управлению Олег Лобанов считает наиболее приемлемым выпуск конвертируемых облигаций на сумму 50 млрд рублей. Второй вариант: прямые переговоры с основными кредиторами — Сбербанком и ВТБ. Глава Сбербанка Герман Греф относится к идее без энтузиазма, но на АвтоВАЗе в успех переговоров верят, может быть, в надежде на «заступничество» Шувалова. Наконец, третий вариант — введение процедуры банкротства, о чем еще недавно на предприятии и в правительстве не желали и слышать. Банкротство — крайняя мера, но и в этом случае речь об остановке производства не идет, успокаивают менеджеры.
В случае успешной реструктуризации долга завод попробует на рыночных условиях привлечь инвестиции на 42 млрд рублей, необходимые для модернизации предприятия и развития модельного ряда. В ближайшей перспективе, по словам вице-президента АвтоВАЗа Юга Демаршелье, ставка делается на новую бюджетную модель Lada 2190 (будет собираться на платформе Lada Kalina), которую завод планирует запустить в серию уже в следующем году. Стоимость бюджетной модели составит 200–250 тыс. рублей, по­обещал Демаршелье. На заводе надеются, что новая машина практически не будет иметь конкурентов в этой ценовой нише и станет хорошо продаваться. С этим не согласен Сергей Целиков, директор тольяттинского агентства «Автостат»: с такими ценами «Ладе» не удастся стать монополистом в данном сегменте. На рынке уже есть корейская модель украинской сборки ZAZ Chance за 200 тыс. рублей».
Однако, по словам Григория Хворостянова, вице-президента по стратегии АвтоВАЗа, в 2010 году предприятие собирается в полтора раза увеличить производство автомобилей по сравнению с абсолютно провальным нынешним годом и выйти на показатель 445 тыс. машин в год.* *При максимальной загрузке АвтоВАЗ способен выпускать около 700 тыс. авто в год. Хворостянов утверждает, что именно на уровне 440–450 тыс. машин находится точка безубыточности завода, которую он собирается преодолеть уже в следующем году. При этом открытым остается вопрос, готово ли население в таком количестве закупать продукцию из Тольятти. Менеджмент рассчитывает на то, что потребительская активность населения будет расти по мере выхода страны из кризиса, а продажи поднимутся как в силу относительно невысокой цены бюджетной модели Lada, так и в силу льготного автокредитования для машин отечественного производства.
Параллельно на заводе уже началось высвобождение мощностей под производство моделей Renault: на конвейере ведутся работы по объединению самых старых линеек автомобилей — Samara и «классика», производство которых со следующего года должно сократиться вдвое. Именно на их место и должны прийти модели Renault: французский производитель, вопреки опасениям, подтвердил свое техническое и финансовое участие в совместных проектах с АвтоВАЗом. Полное освоение платформы Renault, как обещает Игорь Комаров, произойдет к 2014 году, и тогда завод доведет ежегодный выпуск автомобилей до 824 тыс. штук.
«Независимые аналитики авторынка сомневаются в том, что менеджменту удастся под такие планы привлечь искомые 42 млрд действительно на рыночных условиях. Главный вопрос заключается в том, сумеет ли завод обеспечить заявленные объемы продаж: без этого рассчитаться по кредитам невозможно. Вероятно, в очередной раз в роли спасителя выступят госбанки, которые получат соответствующий приказ от правительства и выдадут требуемые миллиарды, но тогда всерьез рассуждать о безубыточности просто смешно.

Временно избыточные

Между тем, чтобы обеспечить безубыточность работы уже в следующем году, предприятию, по словам Игоря Комарова, потребуется сокращение сотрудников. Недавно Комаров объявил о новых планах по массовому высвобождению работников, правда, в весьма деликатных формулировках. По его словам, сейчас на заводе занято около 96 тыс. Однако производственному плану на будущий год соответствует численность 74,4 тыс. человек. Соответственно, рабочей силы, которую глава АвтоВАЗа предпочитает именовать «временно избыточной», набирается 21,7 тыс. человек. Две трети из них — люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые, как надеются на предприятии, уйдут «по собственному желанию». Во всяком случае, по корпоративному радио крутят передачи о прелестях пенсионной жизни, а глава профсоюза Николай Карагин рассказывает, что только до конца октября у пенсионеров и сотрудников предпенсионного возраста есть уникальный шанс получить достойное выходное пособие.
Впрочем, по словам источника в менеджменте автогиганта, отток работников, готовых подать «по собственному», в последние дни серьезно замедлился. «Те, кто хотел, написали заявления сразу. К тому же люди наслушались Шувалова, который заявил, что никаких массовых сокращений не будет», — сказал наш собеседник. И действительно: на митинг протеста, организованный независимым вазовским профсоюзом «Единство», вышли от силы 1000 человек. «Бухгалтерия вычла из моего оклада коммунальные платежи, и на руки я получил 700 рублей! — рассказал The New Times инженер Сергей Александрович. — Еще 3 тыс. я получил на общественных работах. И как мне жить на эти деньги?!»


Планы менеджмента АвтоВАЗа
В 2012 году АвтоВАЗ планирует начать производство пяти моделей на платформе Renault: два под брендом Lada, два под брендом Renault (две модификации автомобилей RF-90 — кодовое обозначение машин Logan Van и Logan PickUp на платформе B0) и один под брендом Nissan. На запуск производства потребуется €240 млн: по 60 млн выделят АвтоВАЗ и Nissan, еще 120 — Renault. Модели Priora и Kalina планируется развести по разным ценовым сегментам за счет удешевления последней до 250 тыс. рублей. Кроме того, планируется освоить выпуск низкобюджетного седана, который заменит Lada Samara и «классику», а также автомобиля Lada RF-90 длиной 4,55 м и ориентировочной стоимостью 400 тыс. Nissan, в свою очередь, прорабатывает возможность наладить производство компактного автомобиля на базе Nissan Bluebird Silphy, построенного на основе седана Pulsar.



Хороша машина, да упрощать дальше некуда!
133-38-01.jpg
133-38-02.jpg
133-38-04.jpg
Лада «Калина» и эскиз упрощенного варианта Lada 2190
Основной конкурент за те же деньги
133-39-01.jpg
ZAZ Chance украинской сборки
133-39-05.jpg
133-39-03.jpg
133-39-04.jpg
Всем привычный Renault Logan и PickUp на его основе, который надеются начать выпускать на ВАЗе с 2012 года


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.