#Только на сайте

Для чистоты эксперимента

03.07.2014 | Екатерина Селиванова

Управление комиссара по информации (ICO) Великобритании начало расследование в отношении Facebook


Ведомство пытается выяснить, нарушала ли американская компания неприкосновенность частной жизни своих пользователей


RTR3QPKV.jpg

Член боливийского общества Jaqi Aru на лекции о переводе Facebook на другие языки. Боливия, 25 мая 2014 года/ Фото: REUTERS/David Mercado


«Facebook заблокировал мой аккаунт и пишет, что я фейк. Показывает фото друзей и просит определить, кто есть кто. Из-за чего это происходит и как мне от этого избавиться?» — два года назад справочный центр Facebook завалили подобные вопросы. Техподдержка соцсети так никому и не ответила, но и аккаунты пользователей тоже никто не заблокировал. Теперь оказалось, что это было начало психологического эксперимента.


С 11 по 18 января 2012 года 689 тысяч человек, зарегистрированных на Facebook, сами того не зная, стали участниками исследования команды Facebook, Корнелльского и Калифорнийского университетов. Эксперимент был призван выяснить, влияет ли эмоциональный фон новостной ленты соцсети на поведение пользователей. У одной части невольных участников программы отображался позитивный контент, у другой — негативный. В ходе эксперимента исследователи выяснили, что позитивные статусы «друзей» все же заставляли пользователей чувствовать себя более счастливыми, несмотря на стереотип, что люди склонны завидовать тем, у кого все хорошо. А если позитивные статусы убирались из ленты посетителей Facebook, те в ответ начинали писать меньше собственных статусов.


В российских реалиях сложно понять, из-за чего на Западе поднялся шум вокруг этого, ведь так же в нашей стране происходит с медиа. «Первый канал» тоже постоянно ставит эксперименты, кто-то звонит Эрнсту, и все «подкручивают» под повестку дня

Член лейбористской партии парламента Великобритании Джим Шеридан потребовал провести расследование по поводу эксперимента Facebook. «Если для регулирования подобных экспериментов еще нет законов, то нужно их разработать» приводит цитату Шеридана британская газета Guardian. «Данные, которые мы использовали, не были связаны с чьими-то конкретными личными аккаунтами»— такова официальная позиция соцсети. Однако один из авторов проекта, сотрудник Facebook Адам Крамер, специализирующийся на анализе данных, признал, что хорошо понимает, почему общественность возмутилась их исследованием.


Операционный директор Facebook Шерил Сэндберг принесла извинения всем пользователям за поставленный психологический эксперимент. По словам Сэндберг, «Facebook сожалеет, что предоставил достаточное количество необходимой информации об этом процессе».


article-2679115-1F54CC8A00000578-262_634x413.jpg

Операционный директор Facebook Шерил Сэндберг извинилась перед пользователями во время своего дипломатического визита в Индию/ Фото: Reuters


Facebook вправе регулировать вашу новостную ленту как угодно, это прописано в пользовательском соглашении, которое подписывает каждый перед регистрацией» говорит эксперт по новым медиа Institute for State Ideologies (INSTID) Антон Меркуров. «В российских реалиях сложно понять, из-за чего на Западе поднялся шум вокруг этого, ведь так же в нашей стране происходит с медиа. «Первый канал» тоже постоянно ставит эксперименты, кто-то звонит Эрнсту, и все «подкручивают» под повестку дня»— смеется IT-специалист.



У нас появилось документальное подтверждение, что, просто изменяя ленту Facebook, можно «взрывать» людям мозг


C формальной законностью таких экспериментов соглашается и руководитель исследовательской лаборатории по кибербезопасности Луисвиллского университета США Роман Ямпольский: «Многие компании изменяют свой продукт с желанием повлиять на клиента, количество проданного товара или цены. Это оговорено в соглашении, подписываемом при регистрации, хотя, конечно, вопрос  читает ли его кто-то». Однако эксперт полагает, что «с этической точки зрения, давить на пользователя негативом, чтобы вызвать более грустное настроение и соответствующие сообщения, скорее всего, недопустимо. Отсюда и такой резонанс в обществе».


Однако, в отличие от Google, который собирает данные о поисковых запросах пользователей, чтобы впоследствии показывать им рекламу в соответствии с их интересами, Facebook преследовал в общем и целом не корыстные цели, а научные, отмечает газета The New York Times. «У нас появилось документальное подтверждение, что, просто изменяя ленту Facebook, можно «взрывать» людям мозг. По-моему, это очень крутое само по себе наблюдение»,  уверен Антон Меркуров из INSTID.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.